Анастасия Грошева,
кандидат педагогических наук, преподаватель
ГАОУ ДПО «Корпоративный университет»,
Москва, Россия
groshevaav@corp-univer.ru
Елена Иванцова,
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель
ГАОУ ДПО «Корпоративный университет»,
Москва, Россия
ivantsovaes@corp-univer.ru
Аннотация: Статья посвящена проблеме качества дополнительного профессионального образования и технологическим аспектам разработки дополнительных профессиональных программ, предназначенных для повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительная профессиональная программа, качество дополнительной профессиональной программы, алгоритм разработки дополнительной профессиональной программы.
Как повысить качество образования – один из ключевых вопросов как в дополнительном профессиональном образовании, так и в системе образования в целом. Обратим внимание на возможности повышения качества дополнительного профессионального образования. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) «ориентировано на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» и реализуется в различных формах [1]. В московской системе образования повышение квалификации является ведущей формой ДПО педагогов и осуществляется на основе дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП), направленных на «совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [1].
Обеспечение и оценка качества ДПО определяется программоцентричностью ДПО, значимость имеет как качество реализации, так и сама ДПП. Как отмечает В.В. Лебедев, качество реализации ДПП определяется соотношением полученных результатов к запланированным, а цель и запланированные результаты в ДПП связываются с совершенствованием и формированием профессиональных компетенций, значимым является применение компетентностного подхода [4, с. 14].
Оценка качества освоения ДПП более подробно раскрывается в Рекомендациях по обеспечению качества ДПП Академии Минпросвещения России, перечислим основные составляющие оценки качества ДПП: соответствия результатов освоения ДПП заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления ДПП, установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ, эффективности организации образовательного процесса [5]. На повышение качества ДПО, таким образом, оказывает влияние качество самой программы. При этом данное качество должно быть повторяемым, воспроизводимым, что определяет необходимость технологического подхода к разработке ДПП.
Целостность ДПП достигается последовательным проектированием, с соблюдением основных технологических этапов (рис. 1).
Рис. 1. Основные этапы разработки ДПП
Поясним содержание этапов разработки ДПП.
- Определение проблемы. Выявление конкретных профессиональных компетенций, которые недостаточно сформированы у обучающихся, что помогает понять, каким должно быть содержание программы.
- Формулирование цели программы. Тема программы и цель программы должны соответствовать проблеме и отражать её направленность на совершенствование/формирование определённых профессиональных компетенций обучающихся.
- Формулирование планируемых результатов освоения программы, в первую очередь, выделение профессиональных умений, которыми должны овладеть обучающиеся. Определение понятий, алгоритмов деятельности, методик, которые им необходимо знать для освоения указанных умений. Выбор способов проверки и измерения уровня сформированности у обучающихся всех, определённых программой, профессиональных умений по итогам её освоения.
- Отбор содержания и разработка программы с опорой на планируемые результаты. Определение (уточнение) категории слушателей, выбор формы обучения. Особое внимание следует обратить на содержание практических занятий, которое должно давать представление о деятельности слушателей, способствовать формированию у них умений, определённых в планируемых результатах.
- Выбор формы аттестации и подготовка (разработка) оценочных материалов для осуществления проверки знаний и сформированности умений. Знания можно проверять с помощью тестовых заданий, а сформированность умений оценивать при выполнении обучающимися практических работ. При этом важное значение имеет применимость результатов практической работы на практике, в профессиональной деятельности педагога.
- Определение организационно-педагогических условий реализации программы.
Наибольшую сложность у разработчиков ДПП вызывают обеспечение целостности и практикоориентированности программ. Целостность достигается при условии поэтапной разработки программы, в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Практикоориентированность обеспечивается в том случае, если в формулировках умений разработчиком ДПП учтена операционная, технологическая составляющая, если он задаётся вопросом, как можно проверить данное умение в процессе реализации программы и будут ли применимы результаты выполнения практических работ в профессиональной деятельности слушателя.
Подход авторов статьи к разработке и повышению качества ДПП отражён в программе повышения квалификации ГАОУ ДПО «Корпоративного университета» «Технологические аспекты разработки и экспертизы дополнительных профессиональных программ для работников образовательных организаций города Москвы» [2].
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: Законодательство Российской Федерации Сборник основных федеральных законов РФ (ред. от 04.08.2023) https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 11.12.2023).
- ДПП «Технологические аспекты разработки и экспертизы дополнительных профессиональных программ для работников образовательных организаций города Москвы» [Электронный ресурс]: Дополнительное профессиональное образование работников образовательных организаций. Режим доступа: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/371/56jlsdrh2pmyf4amlti07nu3oh4smsu3/K_VSE_2023_54.pdf (дата обращения: 11.12.2023).
- Другова Е.А. Использование инструментов педагогического дизайна для обеспечения качества смешанного обучения / Е.А. Другова, С.Б. Велединская, И.Г. Журавлева, М.Ю. Дорофеева. Томский государственный университет. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2021. 64 с.
- Лебедев В.В. Проектирование и экспертиза дополнительных профессиональных программ: технологии, стратегии и деловые игры: Учебно‐методическое пособие / В.В. Лебедев. М.: Белый ветер, 2021. 52 с.
- Мансурова С.Е. Рекомендации по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ педагогического образования: методическое пособие / С.Е. Мансурова, Т.В. Расташанская, К.А. Табаровская; под общей редакцией Н.А. Родиной. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 85с.