Татьяна Кнутова,
воспитатель
школы № 338 имени Героя Советского Союза А. Ф. Авдеева
Анна Макарова,
воспитатель
школы № 338 имени Героя Советского Союза А. Ф. Авдеева
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.
Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями. Ученики первого класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.
Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
По наблюдениям, у детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя их внимание на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Чувство времени формируется на основе нескольких факторов:
— Знание временных эталонов. Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или самостоятельно определить длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
— Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени.
Необходимо развивать у детей умение оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада мы начинаем развивать чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что дифференциация этих интервалов жизненно важна для детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому надо начинать работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходить к усвоению других интервалов.
Для восприятия детьми длительности интервалов 1, 3, 5 и 10 минут можно использовать секундомер, песочные часы, часы-конструктор, обеспечивать переживание этих интервалов в разных видах деятельности, учить детей выполнять работу в указанный срок, оценивать длительность, регулировать темп ее выполнения.
На первом этапе педагог учит определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за одну минуту и проконтролировать время по песочным часам). Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.
На втором этапе воспитатель учит детей оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности.
На третьем этапе педагог знакомит учеников, как планировать деятельность в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на эту длительность проводится с помощью песочных часов.
На четвертом этапе воспитатель обучает детей переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).
На первом занятии воспитатель демонстрирует длительность одной минуты на секундомере, уточняет название этого прибора, знакомит со словом «секундомер», показывает детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняет, что ее движение по кругу совершается всегда за одну минуту. «Минута — это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и…» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60». Далее педагог предлагает детям посидеть одну минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого воспитатель показывает песочные часы, предлагает подумать, почему они так называются. Длительность одной минуты воспитатель одновременно демонстрирует по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети делают вывод, что одну минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывают, где используются эти приборы для измерения времени.
Затем педагог на каждый стол ставит песочные часы и предлагает детям рассказать, что можно успеть сделать за одну минуту. На этом занятии и на следующих они сами должны будут проверять, что можно успеть сделать за одну минуту.
На занятии дети выполняют три задания:
1. Выкладывают из палочек Кюизенера любые узоры в течение одной минуты, следя за одноминутными песочными часами. По окончании работы дети представляют сложенные за одну минуту узоры. Воспитатель особо отмечет тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успели закончить работу вовремя.
2. Раскладывают палочки Кюизенера по 10 штук в течение одной минуты.
3. Убирают все палочки Кюизинера по одной в коробку в течение одной минуты.
При подготовке к занятию учитывается, что объем работы должен быть рассчитан на одноминутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют две секунды, поэтому на все три задания на первом занятии давать детям по 30 палочек. Таким образом, созданы условия, при которых дети имеют возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени. Песочные часы считаем наиболее удачным средством для измерения детьми времени, так как они дают возможность наблюдать текучесть минуты. По объему песка в баллончике песочных часов видно, сколько времени прошло и сколько осталось до окончания минуты. Песочные часы не требуют количественного исчисления времени и в то же время очень наглядны, поэтому это первый инструмент, с которым надо познакомить детей, начиная работу по развитию чувства времени. Наблюдая за течением времени в процессе выполнения задания, дети могут сами регулировать темп своей деятельности, воспринимать минутный интервал несколькими анализаторами (зрением, мышечным чувством). Для развития чувства времени в процессе выполнения разных заданий недостаточно введения только самого фактора времени, т. е. когда взрослый объявляет о начале и окончании временного интервала. Необходимо ввести фактор учета времени самими детьми, что и предусматривалось в этой методике.
Список литературы:
- Ефименко, Н.Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Н.Л. Ефименко, Е.В. Шаталова / Молодой ученый. – 2016
- От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МозаикаСинтез
- Рабочая программа “палочки Кюизенера”