Наталья Баланева,
воспитатель
школы № 1324
В современной дошкольной педагогике одной из актуальных проблем является вопрос о роли игры. Различные специалисты, включая педагогов, педиатров и нейрофизиологов, пришли к единому выводу о значимости игры для полноценного развития детей.
Как известно, в дошкольном возрасте игра занимает важное место и оказывает значительное влияние на физическое, интеллектуальное и личностное развитие детей. При грамотной организации игровой деятельности создаются условия для развития ребенка в его естественной среде, где игра одновременно является источником удовольствия, способом узнавания мира и средством творчества. Игра является не только содержанием общения среди дошкольников, но и формирует межличностные отношения и коммуникативные навыки детей.
Важно отметить, что игра имеет тесную связь с тремя важными аспектами развития ребенка: способностью чувствовать, способностью познавать и способностью творить. Игра играет роль ключевого инструмента социализации личности дошкольника, и она активно учитывается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Более того, право на игру детей закреплено в статье 31 Конвенции о правах ребенка.
Игровая деятельность играет определяющую роль в формировании основных аспектов развития детей дошкольного периода, таких как произвольное поведение, творческое воображение и осознание себя. Именно в процессе игры дети обогащают свой опыт, развивают навыки взаимодействия и коммуникации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Конвенция о правах ребенка признают игру как важное средство социализации ребенка-дошкольника и закрепляют его право на игру.
Педагоги могут применять на занятиях разные виды игр, направленных на развитие речи, памяти, логики и мышления, концентрации внимания, воображения и творчества, формирование базовых предметных действий и др.
Для познавательно-речевого развития детей в дошкольном учреждении созданы разнообразные игровые центры.
Например, в центре конструирования дети могут собирать и соединять различные детали, развивая свои моторные навыки и логическое мышление. В центре головоломок и логических игр дети решают задачи и головоломки, развивая свою способность к анализу и решению проблем. В центре чтения дети знакомятся с книгами, развивая навыки чтения и понимания текста.
В центре ряженья дети имеют возможность примерить на себя различные костюмы и аксессуары, что способствует развитию их воображения, творческих способностей и самовыражения.
Для художественно-эстетического развития детей открыты центры творчества и изобразительной деятельности. В центре рисования и лепки дети могут выражать свои эмоции и фантазии через рисунки и создание объемных форм. В центре музыки и танца дети занимаются вокалом, игрой на музыкальных инструментах, танцами, развивая свои музыкальные и двигательные способности. В центре декоративно-прикладного искусства дети создают поделки из различных материалов, развивая свою творческую активность и воображение.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети имеют возможность поиграть на различных музыкальных инструментах и освоить основы театрального искусства через игру в настольные, пальчиковые и театры картинок.
Центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр и экологические центры направлены на познавательное и речевое развитие детей. В этих центрах дети знакомятся с окружающим миром, развивают коммуникативные навыки, а также формируют сенсорные эталоны природного и социального окружения через чтение познавательной и художественной литературы.
В центре развивающих игр детям предлагаются игры, которые способствуют развитию сенсорного восприятия, мелкой моторики и воображения. В нем также имеются различные развивающие игрушки, такие как матрешки с вкладышами, шнуровки и мозаики.
Организация игр в центрах основывается на установлении связи между знаниями детей о мире и игрой, включении всех видов игр в педагогический процесс, создании развивающих игровых сред, участии квалифицированных педагогов, индивидуальном подходе к каждому ребенку, перспективном планировании развития игры и использовании эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры. Все это направлено на развитие познавательной активности и игровой деятельности детей.
Также следует учесть интересы и предпочтения детей, создавать условия для активного участия каждого ребенка в игре, стимулировать его творческий потенциал. Игра позволяет развивать у детей такие качества, как воображение, логическое мышление, внимание, память, моторику и координацию движений. Она также способствует формированию эмоциональной сферы, социализации и саморегуляции.
Игровая деятельность в дошкольном учреждении должна быть организована системно и планируема. Педагоги должны иметь четкое представление о целях игры, методах ее проведения, возрастных особенностях детей и их потребностях. В играх также важно учесть возможность социализации детей, установление взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков.
Опираясь на ФГОС ДО, педагоги должны использовать игры как средство обучения и развития детей. Например, игры могут быть направлены на развитие речи и логики, обучение счету и графике, развитие физических способностей и творческого мышления.
Таким образом, игра в дошкольном учреждении имеет большой педагогический потенциал. Она помогает развивать различные аспекты развития детей, формирует навыки взаимодействия и взаимоотношений, улучшает коммуникативные навыки, способствует саморегуляции и социализации. Педагоги должны использовать игру как эффективный метод в своей работе, учитывая особенности развития детей, стандарты образования и их интересы.
Список литературы:
- Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – № 3. – С. 92-97
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Перспектива, 2014. – 32 с.