01 апреля столичные педагоги – участники программы по краеведению Клуба полезного досуга Корпоративного университета московского образования и Музея Москвы, познакомились с методикой создания школьного музея.
На встрече педагоги узнали, с чего начинается работа над постоянной экспозицией школьного музея, как составить карту исследований и каким образом из частных историй и воспоминаний получается динамичная, интересная для всех выставка.
Сегодня в более чем 500 школах Москвы функционирует более 1100 городских школьных музеев, однако они часто нуждаются в перезагрузке, отмечают в Музее Москвы.
«Музей в школе – это территория творчества. С чего начать работу над школьным музеем? В первую очередь нужно для себя решить – о чем бы вы хотели рассказать? Проведите общешкольный опрос, чтобы собрать мнения ребят. Понятно, что дети напишут: сделать дискотеку! Или боулинг! Не надо этого пугаться. Наши методические мозги устроены так: раз школьники что-то отвергают, значит, им это не нужно. Наоборот. Боулинг? Хорошо. А вы знаете, что такое боулинг, как он возник, кто в него играл, является ли он олимпийским видом спорта или просто досуга – любую историю можно развернуть так, чтобы она воспринималась как интереснейшая тема, достойная для представления в современном музее. Также важна собственная оценка музея. Очень важный показатель, а приходят ли в ваш музей дети? Сами, по собственной инициативе, а не во время проведения урока. Не только в школьном, но и в каждом «взрослом» музее большое значение имеет так называемая «входная зона», в которой посетители могут просто отдохнуть – полистать книги, приобрести сувениры, выпить кофе, ознакомиться с афишей детских мероприятий и так далее. Эта часть даже имеет специальное название – «зона гостеприимства», и продуманность ее обустройства для привлечения людей в музей очень важна. Каким бы содержательным и современным не был школьный музей, он должен быть гостеприимным», – отмечает Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы.
Эксперт также рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются методисты и руководители школьных музеев в своей ежедневной работе.
«Как мы выяснили, в число основных и пока неразрешимых проблем входят практически все направления музейной деятельности – от отсутствия приспособленных помещений для экспонирования и хранения предметов до проблем с их профессиональным учетом. Даже уникальные экспонаты не подлежат включению в Музейный фонд РФ, так как сами школьные музеи, как все отраслевые музеи (школьный музей – это отраслевой музей, так же, как музей завода, музей вуза, музей театра) не идентифицированы как музейные институции на юридически-правовом уровне. Еще одна проблема – профессионалы, которые умеют работать с проектированием музейных экспозиций. Наконец, экскурсоводы, точнее, старшеклассники, готовые до последнего года обучения проводить экскурсии в музее, и передавать эстафету младшим школьникам. Очень важно встроить работу в школьном музее в учебную программу. Чтобы музейная деятельность для школьников засчитывалась как проектная деятельность в старших классах. Все занимаются проектами в рамках разных предметов, особенно в специализированных классах, но понятно, что музей нигде не обозначен как специализация и, даже если дети хотят заниматься этим, это требует времени, но никак им не засчитывается», — пояснила Наталья Катонова.
О своем опыте создания школьного музея и целого музейного объединения в районе Бутово также рассказал Антон Никулин, заместитель директора школы № 1161, руководитель Музейного Объединения «Родная земля».
«Одному человеку или даже организации сделать полноценный музей не под силу. Секрет в постоянном поиске партнеров – среди государственных музеев, некоммерческих организаций, жителей. Мы начали выстраивать коммуникацию, и в какой-то момент наши контакты заработали: нам приносили находки, их становилось все больше. Есть важный нюанс – доверие. Люди должны понимать, что предмет будет сохраняться в музейном пространстве, его будут беречь, – рассказал Антон Никулин. – Последний проект – музей писателя Леонида Андреева в Бутове. Мы много лет искали, вокруг чего можно сделать интересную историю, чтобы Бутово ассоциировалось с каким-то событием, человеком, и чтобы этот человек или событие связывали бы целые времена и эпохи. Так мы неожиданно пришли к Леониду Андрееву, который когда-то жил на даче в Бутове. А когда прочитали его книги, поняли, что он потрясающий писатель, который незаслуженно забыт. Есть много интересных моментов, бутовских и краеведческих, связанных с его жизнью. Так выстроилась целая история, и появился полноценный музей».
Музей Москвы представил педагогам новую программу дополнительного профессионального образования «Школьный музей. Перезагрузка», которая разработана специально для педагогов – заведующих школьными музеями. Программа рассчитана на 80 академических часов и погружает в методику создания школьного музея. Она знакомит слушателей с инструментами решения методологических и организационных проблем школьных музеев, современными формами музейных экспозиций, основами комплектования, научно-фондовой работы, экскурсоведения и музейной педагогики. Кроме того, программа рассказывает, как на базе школьных музеев создавать современные лаборатории городских исследований для школьников.
Основу учебной программы составила методика выставочного проекта Музея Москвы «Москва без окраин», посвященного локальной идентичности городских районов.
«Локальная идентичность района – совокупность признаков, которые относятся к его историко-географическому положению, к его истории, составу населения, количеству историко-культурных объектов, расположенных на его территории, и которые отличают его от близлежащих, соседствующих с ним московских районов», – поясняет Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы.
В конце встречи педагоги посетили недавно открывшуюся экспозицию проекта «Москва без окраин» о районе Очаково-Матвеевское.
Краеведческое направление работы Клуба полезного досуга, организованное совместно с Музеем Москвы, открылось в начале учебного года. За это время порядка 250 педагогов стали участниками встреч, посвященных разным аспектам, – истории, архитектуре, археологии, музейной работе.
До конца учебного года педагогов ждет еще семь встреч, посвященных архитектуре столицы, городскому устройству и другим темам.
Клуб полезного досуга – просветительский проект Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки. Клуб создан в 2023 году и работает по нескольким направлениям – краеведение, история и литература, театральное искусство, естественно-научное направление. Партнерами Клуба выступают музейные площадки и образовательные организации города Москвы. Принять участие в мероприятиях Клуба могут педагоги Москвы по предварительной регистрации на портале.