Некоторые родители (и даже дети) порой не догадываются, что в их школе есть музей. Учителя о музее, конечно, знают, но не всегда осознают: они тоже могут влиять на то, что в этом музее происходит. Как именно это сделать? Рассказывает ученый секретарь Музея Москвы Наталья Катонова.
❏ Что выставлять в школьном музее
Сегодня две трети существующих школьных музеев посвящены периоду или героям ВОВ. До пандемии меня пригласили в жюри Общероссийского конкурса школьных музеев, который был инициирован Фондом Ельцина, это было очень интересно, потому что там принимали участие школы не только больших городов, но и поселков, отдаленных северных территорий.
В восьмидесяти процентах на конкурс были представлены стандартные экспозиции, рассказывающие про располагавшуюся в данной местности танковую дивизию или представлявшие собой сбор газетных вырезок про именитого земляка, но было и несколько уникальных проектов, свидетельствующих, что при наличии увлеченного руководителя музей может стать замечательной творческой лабораторией для ребят. Кто-то придумал свой музей как Академию наук, в котором, как в «Афинской школе», представлена история всех наук, изучаемых в рамках школьной программы. Кто-то представил — я никогда не забуду этот проект, настолько это было талантливо придумано, — Музей снов подростка, в его основе были рисунки, стихи и мечты о будущем.
Реализация таких нестандартных проектов дает возможность рассказать, чем юный человек живет, каким он видит окружающий мир и себя в этом мире, потому что предметом показа на выставке может быть все что угодно.
❏ Как привлечь детей в музей
Очень важно понимать: музей в школе — это не музей вырезок из газет, не музей костей мамонта и ржавых касок. Это территория творчества, где можно рассказать даже о чашках, из которых пьют, например, жители твоего дома. Ну а почему бы нет, в каждой чашке своя история — эту разбили при переезде в новую квартиру, эту привезли с дачи, которой уже нет, а эту купили где-то в Венгрии, в которую еще в СССР ездили по путевкам, которые дали папе в качестве премии. Музей может быть про всё.
К сожалению, детей часто программируют на воспроизводство страниц учебника истории, пересказ уже давно рассказанного, но в этом нет ни их личной истории, ни их отношения к предлагаемому нарративу. Такая «музейная» работа отторгает школьника и от музея как такового, и от всего важного и патриотичного, чему такой формальный музей посвящен. А патриотизм в том, чтобы ты убирал за собой свою парадную, не резал ножичком парты в школе, потому что следом сюда придут учиться те, кто живет с тобой в одном дворе, в этом же доме. Патриотизм в том, чтобы рассказать тем, кто приходит в этот музей, о тех, кто здесь тоже жил, играл на гитаре под окном любимой девушки, строил эту самую школу…
❏ Очень важно встроить работу в школьном музее в учебную программу
Чтобы музейная деятельность для школьников засчитывалась как проектная деятельность в старших классах. Все занимаются проектами в рамках разных предметов, особенно в специализированных классах, но понятно, что музей нигде не обозначен как специализация и, даже если дети хотят заниматься этим, это требует времени, но никак им не засчитывается.
❏ Как сделать музей современнее
В первую очередь нужно решить, о чем бы вы хотели рассказать. Точнее, о чем был бы уместнее рассказ в вашей школе, расположенной в конкретном районе. Проведите общешкольный опрос, чтобы собрать мнения учеников: тебе важно, что в твоей школе есть музей? тебе он нравится? как бы ты хотел его изменить?
Спрашивать нужно именно школьников, а не педагогов. Понятно, что дети скажут: сделать дискотеку или боулинг, например. Не надо этого пугаться.
Наши методические мозги устроены так: раз школьники что-то отвергают, значит, им это не нужно. Но ведь все наоборот!
Боулинг? Хорошо. А вы знаете, что такое боулинг, как он возник, кто в него играл, является ли он олимпийским видом спорта? Любую историю можно развернуть так, чтобы она воспринималась как интереснейшая тема, достойная для представления в современном музее.
Также очень важна собственная оценка музея. Он вам нравится самому? Туда хочется зайти? А зайти еще раз? Хочется принести туда интересный предмет, дополняющий нарратив экспозиции? Очень важный показатель, а приходят ли в ваш музей дети. Сами, по собственной инициативе, а не во время проведения урока. Им там комфортно находиться? Интересно рассматривать то, что представлено на экспозиции?
В каждом «взрослом» музее также очень большое значение имеет не только коллекция, а так называемая входная зона, в которой посетители могут просто отдохнуть — полистать книги, приобрести сувениры, выпить кофе, ознакомиться с афишей детских мероприятий и так далее. Эта часть даже имеет специальное название — «зона гостеприимства», и продуманность ее обустройства для привлечения людей в музей очень важна.
Каким бы содержательным и современным ни был школьный музей, он должен быть гостеприимным.
❏ Каким может быть краеведение
Людям всегда интересны истории про людей. Поэтому главным направлением подготовительной, исследовательской работы над выставкой, посвященной, например, отдельному району, является знакомство с его жителями.
В нашем проекте «Москва без окраин», посвященном исследованию локальной идентичности городских районов, который Музей Москвы запустил в 2021 году, мы представили уже семь выставок о разных районах города: Таганке, Капотне, Преображенке, Арбате, Филях, Нагатине, Очаково-Матвеевском. В отличие от обычной музейной деятельности, когда музей подбирает предметы из своего фонда, кураторы проекта «Москва без окраин» сначала определяют маршруты по району, знакомятся с жителями, приходят в различные институции — районообразующие предприятия, промышленные производства, вузы, галереи, библиотеки, школы.
Краеведение — это не только история, это еще и география, природные особенности: краеведы занимаются комплексным изучением местности. Наша задача — не дублировать экспозицию музеев Кремля, Исторического музея, а рассказывать горожанам о горожанах. Это очень важно. Поэтому важно отделить наши знания о Москве как о столице России от знаний о Москве как о городе для горожан.
❏ А что делать учителям
В случае со школьным учителем — руководителем музея важно показать детям смысл в раскрытии твоих взаимоотношений с городом, твоей частной, личной истории. Гораздо проще, как это ни странно, рассказывать о личных взаимоотношениях с городом в Петербурге, так как Питер — город-интроверт. А Москва всегда была многолюдной, звонкой, имперской, неприступной — кажется, что истории людей здесь не важны, но это не так.
На встречах Клуба полезного досуга (проект Корпоративного университета московского образования столичного Департамента образования и науки) в Музее Москвы мы специально интегрируем в программу для педагогов практические занятия, делимся опытом работы со школьниками в области москвоведения — городскими исследованиями, работой с источниками, рассказываем, как сделать эту работу интерактивной.
В скором времени мы откроем курсы повышения квалификации для педагогов, основанные на методологии нашей работы с местной историей. Сейчас готовим программу к регистрации.
Как мы выяснили во время работы над курсом, в число основных и пока неразрешимых проблем входят практически все направления музейной деятельности — от отсутствия приспособленных помещений для экспонирования и хранения предметов до проблем с их профессиональным учетом. Еще одна проблема — профессионалы, которые умеют работать с проектированием музейных экспозиций. Наконец, экскурсоводы, точнее, старшеклассники, готовые до последнего года обучения проводить экскурсии в музее и передавать эстафету младшим школьникам.
Вот почему мы решили сделать курсы повышения квалификации, где попытались учесть все болевые точки, все вопросы, которые наверняка есть у всех, кто взял на себя это нелегкое бремя — руководство школьным музеем, сбор и сохранение предметов его экспозиции, развитие экскурсионной практики. Эта программа — для педагогов школы, для наставников, методистов, для всех, кто захочет этим заниматься и в этом развиваться.
Интервью: Дарья Осина
Фото: Роман Акиньшин
Источник: МЕЛ