
Марина Рубцова
педагог-психолог, школа № 28, городской округ Люберцы Московской области
Переход учеников из начальной школы в среднее звено — это важный этап в их образовательной и социальной жизни. Этот переход может сопровождаться различными трудностями, например, изменениями в учебной нагрузке, новыми социальными взаимодействиями и необходимостью адаптации к новым требованиям. Проведение мероприятий по профилактике дезадаптации имеет несколько ключевых аспектов.
- Эмоциональная поддержка: переход в среднюю школу может вызывать у детей стресс и тревогу. Мероприятия, направленные на поддержку эмоционального состояния, помогают детям чувствовать себя более уверенно и комфортно в новой обстановке.
- Социальная адаптация: учащиеся могут столкнуться с новыми социальными группами и динамикой отношений. Проведение групповых мероприятий (например, тренинги по командообразованию) помогает детям развивать навыки взаимодействия, устанавливать дружеские связи и улучшать коммуникацию.
- Учебная подготовка: профилактические мероприятия могут включать занятия по развитию учебных навыков и методов саморегуляции. Это поможет детям лучше справляться с увеличенной учебной нагрузкой и развивать умение планировать своё время.
- Информирование родителей: важно вовлекать родителей в процесс адаптации детей. Проведение семинаров и встреч с родителями помогает им понять, как поддержать своих детей в этот переходный период.
- Индивидуальный подход: каждый ребенок уникален, и его реакция на изменения может быть разной. Мероприятия по профилактике дезадаптации могут включать индивидуальные консультации с психологами или педагогами для выявления специфических потребностей каждого ученика.
- Создание позитивной школьной культуры: формирование дружелюбной и поддерживающей атмосферы в школе способствует более легкому переходу детей в новое учебное заведение. Мероприятия, направленные на укрепление школьного сообщества, помогают создать чувство принадлежности у учеников.
Таким образом, профилактика дезадаптации при переходе из начальной школы в среднее звено является важным аспектом образовательного процесса, способствующим успешной социализации и развитию учеников.
Однако профилактика дезадаптации может начаться ещё в четвёртом классе. Так, мною был разработан тренинг, который был успешно проведен в параллели четвёртых классов. Тема тренинга: «Готовимся к новому этапу: адаптация и мотивация к обучению в пятом классе».
Цели тренинга:
* Помочь детям адаптироваться к новым условиям обучения.
* Познакомить с новыми предметами и ожиданиями пятого класса.
* Развить навыки организации и планирования учебного процесса.
* Повысить мотивацию к обучению и уверенность в своих силах.
* Создать комфортную атмосферу для общения и обмена опытом среди сверстников.
Основными страхами ребят являлись:
- Новые неизвестные предметы
- Разные требования новых учителей
- Возможное обновление коллектива учащихся
- Страх перед бОльшим объёмом информации
- Большое количество домашнего задания
- Страх перехода по разным кабинетам
Для проработки страхов были проведены следующие игры-упражнения:
- Сбор ожиданий-страхов с фиксацией на доске. В ходе тренинга после проработки каждого пункта опасения были вычеркнуты.
- Ребята в моём сопровождении познакомилисьс новыми учебными предметами программы пятого класса, узнали, какими интересными бывают уроки. Участники были разделены на пять групп, каждая из которых получила карточку с названием нового учебного предмета (история, биология, география, обществознание, информатика). Ученики в группе придумывали, зачем нужен тот или иной предмет, чем он может быть полезен и интересен. В результате команды презентовали свой предмет. В результате данного упражнения учащиеся единогласно пришли к выводу, что новые предметы очень интересные и «совершенно не страшные».
- Далее участники просматривали видеоролик, предварительно снятый с участием учеников пятых классов, которые в видеообращении отвечали на вопросы: «Какие у тебя были сложности в начале обучения в пятом классе? Что тебе помогло адаптироваться в новых условиях?», а также давали пожелания-напутствия.
В результате просмотра видеообращения участники тренинга пришли к выводу, что учителя на самом деле всегда окажут помощь, новые одноклассники могут стать друзьями, а родители всегда поддержат. И кабинеты, оказывается, распределены в школе по понятной схеме.
- Для работы над опасением не справиться собъёмом информации и возрастающим объёмом домашнего задания ребята работали над решением кейсов. В помощь им были предоставлены различные варианты планеров, которые являлись помощниками при решении заданий.
- Сюрпризом для ребят стали письма от учащихся пятых классов. Все ученики пятых классов предварительно написали письма поддержки для будущих пятиклассников. При сборе обратной связи после проведённого тренинга у учащихся четвёртых классов наблюдалась снижение тревожности в связи с неизвестностью.
А следующим этапом по профилактики дезадаптации будет встреча ребят в среднем звене.