
Кристина Закарян
учитель английского языка Первого Московского кадетского корпуса
Проблема детской одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности и необходимостью адаптации человека к современным условиям и использованием его уникального потенциала для развития общества.
По словам В.А. Сухомлинского, «одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Прислушиваясь к словам советского педагога-новатора, создателя педагогической системы В.А. Сухомлинского, можно сказать, что одним из главных условий развития одаренности детей является организация их психолого-педагогического сопровождения.
Выясним, какова же цель и задачи организации индивидуального ППС одаренных детей? В настоящее время цели и задачи сопровождения одаренных детей отражены в современных законодательных актах и документах. Так, утвержденная в 2012 г. Президентом РФ «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» определяет ключевые принципы и важнейшие задачи по выявлению и поддержке одаренных детей. Одним из базовых принципов, заложенных в концепции, является положение, что «каждый ребенок талантлив». Именно такой подход должен реализовываться в национальной системе образования Российской Федерации на современном этапе. «Каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России», – подчеркнул В.В. Путин, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. Исходя их этого, целью организации индивидуального ППС одаренных детей является создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных обучающихся. Необходимо способствовать развитию каждой личности, довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня, осуществлять сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного учащегося. Таким образом, можно утверждать, что процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
В первую очередь, обратимся к определению понимания «одаренности». В настоящее время существует несколько подходов к пониманию понятия «одаренность». Рассмотрим некоторые из них:
— системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
— качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
— общие способности, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
— совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
— талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
В Законе об образовании даются следующие определения «одаренности»: «лица, проявившие выдающиеся способности», «обучающиеся с высоким уровнем интеллектуального развития», «обучающиеся с высоким уровнем творческих способностей». Стоит отметить, что неординарные способности могут проявляться не только в учебе, науке и творчестве, но и при занятиях физической культурой и спортом.
Размышляя о понятии одаренности, можно предположить, что в каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. В словах «пробудить» и «развить» следует понимать выявление скрытой одаренности, которая порой не проявляется в высоких школьных результатах ребенка и остается незамеченной окружающими, включая учителей. Однако скрытая одаренность существует, и ее потенциал требует раскрытия. Следовательно, для того чтобы выстроить успешное сопровождение одаренных детей, в первую очередь, важно понимать их характеристики. Важно отметить, что у одаренных детей наблюдается своеобразный индивидуальной стиль деятельности, который выражается в склонности «все делать по-своему». Одаренной ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в демонстрации своих возможностей, лидировании. Такой ребенок ведет себя вызывающе и агрессивно. Также, у талантливых детей часто прослеживается ярко выраженный интерес к определенной сфере деятельности. Наличие столь интенсивной склонности не позволяет ребенку быть успешным в других областях. Например, ребенок, демонстрирующий одаренность по предмету физика, не уделяет внимания другим предметам, создавая тем самым проблему с успеваемостью. Стоит отметить, что у одаренных обучающихся иногда формируется негативное отношение к школе в связи с тем, что учебная программа им часто скучна. Нарушения в поведении могут проявляться потому, что учебный план не соответствует их способностям, а изучаемый на уроках материал давно им знаком. Помимо этого, у талантливых детей могут наблюдаться проблемы общения, так как одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого, одаренный ребенок не находит друзей среди сверстников, наблюдается нежелание ребенка быть в компании, иногда такие дети оказываются в изоляции. У большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Данная потребность может вызывать проблемы в урочной деятельности.
Исходя из выше указанных характеристик и потребностей одаренных детей, необходимо правильно выстраивать их индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, определив задачи по организации индивидуального ППС, а именно:
- Изучение индивидуальных особенностей школьников, выявление одаренных детей;
- Разработка программы индивидуального сопровождения одаренного ребенка;
а) Диагностический этап (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, мониторинг динамики развития ребенка);
б) Информационный этап (подбор и изучение литературы по тематике, подготовка бесед по данной теме на родительском собрании);
в) Подготовительный этап (составление индивидуальной программы для каждого одаренного ребенка с учетом его особенностей, разработка рекомендаций для родителей, учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком);
г) Развивающий этап (организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для одаренного ребенка).
Важную роль играют организационно-педагогические условия, создание которых в общеобразовательной организации обеспечивает эффективность педагогического сопровождения одаренного школьника. К этим условиям следует отнести создание развивающей образовательной среды через взаимодействие формального и неформального образования на основе свободы выбора, создание ситуации успеха, а также в организации субъект-субъектного взаимодействия педагога одаренного обучающегося при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута разной познавательной направленности. Также разработка методического обеспечения проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута одаренного школьника является важным условием для создания успешного педагогического сопровождения.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, построения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) позволяет создать условия для реализации творческого потенциала учащихся. Под ИОМ следует понимать интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого педагогами и обучающимися в целях активизации самораскрытия и саморазвития личностных возможностей обучающихся.
Совместная, в рамках взаимодействия, организация ИОМ состоит из двух этапов: этап разработки ИОМ и этап реализации ИОМ.
Первый этап направлен на подготовку к разработке ИОМ и предполагает:
— составление и доведение до сведения обучающихся, их родителей общего перечня образовательных услуг и ресурсов образовательного учреждения;
— разработка рабочего учебного плана образовательного процесса;
— составление годового календарного учебного графика, режима занятий для одаренных учащихся.
Второй этап предполагает организацию работы по реализации ИОМ и может включать в себя следующие действия:
— выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, составление индивидуального учебного плана.
— разработка индивидуальной учебной программы.
— создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой.
— организация мероприятий по повышению квалификации работников образовательных учреждений.
— организация исследовательских секций и объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
— реализация дополнительных образовательных программ для подготовки участия одаренных детей в конкурсных мероприятиях федерального и международного уровня.
Для организации индивидуальной работы с одаренными обучающимися педагогам-предметникам следует:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные и т.д.) и психологические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам.
- Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (вопросы, тесты) за определенный промежуток времени.
- Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
Залогом развития таланта является особая среда, вдохновляющая ребенка и способствующая его развитию. Но не стоит забывать и о психологическом состоянии – оно может как побуждать к действию, так и затормаживать их. Следовательно, для успешной реализации индивидуального сопровождения одаренных детей, необходимо обеспечить комплексную работу учителя- предметника, социального педагога, а также не маловажным является сопровождение психолога-тьютора, цель которого – информирование родителей об особенностях, проблемах и интересах одаренного ребенка. «Не одаренность становится «драмой», – пишет Эрика Ландау в книге «Одаренность требует мужества», – а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным» [Ландау Э., 2002, с. 7].
Для успешного сопровождения одаренных обучающихся педагог должен понимать разновидность ролей и позиций отрасли своей профессии и их задачи. Кроме того, он должен развиваться в ней и понимать границы собственных возможностей. Очень важно, чтобы с детьми находился профессионал, обладающий определенными педагогическими компетенциями. «Чтобы говорить, что я педагог по работе с одаренными детьми, – пишет Мария Богоявленская в работе «О принципах работы с одаренными детьми в образовании», – нужно понять особенности и нюансы этой работы. Этот человек развивает в человеке потенциал к саморазвитию. Такой педагог работает с вектором развития ребенка, где конечный итог – результат одаренного взрослого» [Богоявленская М.Е., 2016, с. 16].
ЛИТЕРАТУРА
- Богоявленская М.Е. О принципах работы с одаренными детьми в образовании//Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2016. – С. 16-20.
- Деманова С.В., Деманова Д.Е. Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации. // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2020. – Т. 20, вып. 1. – С. 81-88.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/ Эрика Ландау. – Москва, 2002. – 7 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия/ Н. С. Лейтес // Избранные труды. – Москва, 2008. – 480 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Москва, 2018. – 58с.
- Тимерьянова Л.Н., Шафигуллина Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: учебно-методическое пособие. – Уфа: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2020. – 84 с. – ISBN 978-5-7159-0780-6.