Команда директоров и педагогов московских школ №1797 и №283 побывала в городе Кирове, где в течение 2 дней в режиме нон-стоп знакомилась с результативными образовательными практиками коллег из исторического, культурного, промышленного и научного центра Приуралья.
Система образования: в ногу со временем
Пребывание в городе оказалось очень насыщенным. Общее знакомство с системой образования города Кирова, где нашли своё отражение великолепная социокультурная среда — высокий интеллектуальный потенциал жителей и современные научные, производственные ресурсы, направленные на формирование высокотехнологичных специалистов будущего; более чем вековые образовательные традиции и потенциал учреждений дополнительного образования — состоялось в первый день визита. Начальник Департамента образования администрации города Кирова не только системно представил структуру образовательной среды города, но и познакомил с основными приоритетами образовательной политики.
Важнейшими проектами в сфере образования, которые реализуются в городе Киров, являются: проект «Современная школа», который в следующем году предусматривает поддержку образования для детей с ОВЗ, проекты «Успех каждого ребёнка» и «Цифровая образовательная среда», основными принципами которых являются безопасность, открытость, интерактивность, мобильность, универсальность, комфортность и эффективное управление.
Функционирует единый информационно-образовательный портал муниципальных образовательных организаций – «Образовательный портал города Кирова».
Основные приоритеты в образовании Кирова – интересы и потребности каждого ребёнка, обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории развития и успешного старта профессиональной карьеры.
Одной из приоритетных задач системы образования города является развитие профильного образования по таким направлениям, как инженерно-технические специальности и педагогика. Уже осенью 2019 года в Кирове планируется открытие Технопарка «Кванториум», где юные воспитанники смогут реализовать свои возможности и проекты по пяти направлениям: программирование, роботоконструирование, моделирование на 3D-принтере, конструирование беспилотных летательных аппаратов. Каждый проект сможет в дальнейшем применяться на практике в соответствующих сферах. Технопарк станет площадкой равных возможностей, т.к. здесь смогут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья — как очно, так и дистанционно.
Информационная среда
Современное развитие техники, большие объёмы информации и потребность в ускоренном обмене и своевременном, удобном получении требуемых данных ведёт к необходимости создания единой информационной среды, объединяющей технические и информационные ресурсы, позволяющей повысить эффективность и качество работы любой организации, в том числе, и образовательной. Информационная среда МБОУ «Средней общеобразовательной школы №26» — «Школа открытий», новостройки, начавшей свою работу 1 сентября 2018 года, представляет одну из лучших практик по организации образовательной среды для школьников. Здесь продумано всё – современный дизайн кабинетов, просторные холлы, в которых установлены световые датчики движения и системы питьевой воды «Домашний родник», имеется тренажёрный и спортивные залы с раздевалками и душевыми комнатами, музыкальный класс, лыжная база, кабинеты, оборудованные электронными замками.
МОАУ «Лицей информационных технологий №28» представил опыт организации методической работы с помощью бесплатных продуктов серии Office365 компании Microsoft. Например, взаимообмен мнениями, успешными практиками и планами уроков среди учителей школы организован с помощью облачных технологий, реализуемых через программу OneNote. В школе активно применяются передовые технологии обучения, такие как «перевёрнутый класс» и 1:1, а также повсеместно внедрён системно-деятельностный подход в обучении большинству предметов. Педагоги активно используют в работе такие приложения как: OneNote, ОneNote Class Notebook, Form, Sway и Kahoot.
Интересным показался опыт использования облачных технологий во внеурочной деятельности, что позволяет организовать данную работу дистанционно. С этим направлением мы познакомились через особую образовательную практику внеурочной деятельности — проект «Книжное дерево семьи», которая реализуется через семейное чтение, когда учащимся совместно с родителями предлагается вырастить книжное дерево семьи, узнать, как стали читателями самые близкие люди.
Интерес вызвала разработка ученика 11 класса «умная остановка» — у школьного выхода на табло выведена информация о времени приезда автобусов по необходимым маршрутам движения.
Вятская гуманитарная гимназия — сочетание традиций и инноваций
Гимназия с углублённым изучением английского языка имеет более чем вековую историю. На протяжении последних 25 лет в гимназии работает Большой совет гимназии, который осуществляет общее руководство образовательным учреждением. Совет состоит из председателя, секретаря и трёх равных по численности палат: палаты «лордов» (учителя), палаты «общин» (родители, попечители, общественность) и «детской» палаты (гимназисты). Кроме этого, в гимназии работает научное сообщество гимназистов – «Королевская гимназическая Академия наук», и ежегодно проходят выборы Королевы Академии наук. В гимназии регулярно проводятся вернисажи авторских работ гимназистов по разной тематике.
Кадры решают все: знание, поиск, творчество, труд
В Кирове особое внимание уделяется методической работе, развитию кадрового потенциала, реализуется проект «Наставничество» — программа, созданная для успешной адаптации и повышения качества профессионального образования молодых педагогов. За каждым молодым педагогом закрепляется опытный наставник (стажист), совместно с которым разрабатывается открытый урок, проводимый молодым педагогом. Наставнику важно в процессе совместной подготовки показать свой профессионализм и обучить начинающего учителя основным навыкам создания уроков. В свою очередь молодой учитель совершенствует навыки создания и преподавания уроков. Данный проект можно реализовывать как в виде игры-соревнования, так и в индивидуальном режиме.
Ведётся активная работа с молодыми специалистами: создана «Ассоциация молодых учителей», организован адаптационный лагерь для неопытных педагогов, проводится конкурс «Педагогический дебют».
Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка ведёт работу по подготовке кадров со школьной скамьи – на базе 10 класса открыт Педагогический класс. Социальным партнёром в этом проекте является Вятский государственный университет.
Интересен опыт методической работы в Лицее информационных технологий №28. Внутри образовательной организации существует система обучения педагогов современным образовательным технологиям. Учителя дистанционно получают задания, в ходе выполнения которых знакомятся с современными технологиями обучения. Впоследствии данные технологии активно применяются на уроках.
Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования города Кирова использует такие формы как: авторские семинары-практикумы, создание временных творческих коллективов, результатом работы которых является создание методических пособий и материалов. Так, например, временным творческим коллективом была создана карта оперативного контроля детских садов. Профориентационная работа представлена в большей степени учреждениями дополнительного образования. Домом детского творчества «Вдохновение» реализуется проект «Завтра – это ты», в рамках которого проводятся лекции от успешных людей города, профориентационные тренинги, а также организована выездная школа «Завтра – это ты».
«Детский космический центр» знакомит школьников с жизнью и деятельностью земляка-кировчанина — лётчика-космонавта Савиных Виктора Петровича. Экспозиционные залы «Пилотируемая космонавтика», «Вятский космонавт В.П. Савиных», «Исследование космического пространства», «Астрофизические явления», виртуальная космонавтика и планетарий – всё это способствует развитию интереса к данной отрасли. Центр также проводит «Космические субботы», которые играют важную роль в развитии предпрофессионального инженерного образования.
Воспитательная работа, раскрытие и поддержание талантов школьников
Самыми востребованными направлениями в учреждениях дополнительного образования являются: физкультурно-оздоровительное, массовый спорт, художественное творчество, социально-педагогическое направление, развиваются кадетское и юнармейское движение.
В Вятской гуманитарной гимназии традиционно проводятся персональные выставки художественных работ обучающихся, что раскрывает творческие способности, подчёркивает индивидуальность, поддерживает таланты школьников, даёт возможность самореализации и развивает навык публичных выступлений.
В повседневной практике работы кировских коллег — приглашение известных людей (победителей конкурсов) на традиционные встречи с обучающимися 1 сентября как дополнительный фактор мотивации детей к учению и самореализации. Также директора школ встречаются с детьми, которые проявили себя по итогам учебного года.
Обмен опытом
В свою очередь наша делегация познакомила кировских коллег с тенденциями и результативными технологиями, которые имеются в столице, в частности, с возможностями мегапроекта «Московская электронная школа». В ходе обсуждения были сформулированы точки соприкосновения и стратегические направления сотрудничества и развития возможных совместных проектов городов Москва и Киров, обусловленные общими образовательными приоритетами: системность, открытость, надёжность и ответственность, информатизация, профильное и предпрофессиональное образование, социализация, здоровьесбережение, использование социокультурного потенциала.