Московский опыт представили: председатель Ассоциации Классных руководителей Максим Иванцов, директор школы Наталья Зуева, заместители руководителей по воспитанию и социализации Александра Забарина и Татьяна Словак.
В Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках цикла круглых столов по вопросам разработки и внедрения Рабочей программы воспитания в образовательных организациях прошёл вебинар, собравший у экранов компьютеров более 950 участников: директоров школ, их заместителей по воспитанию и социализации, методистов, тьюторов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, представителей колледжей. В работе круглого стола приняли участие представители систем образования Москвы, Ангарска, Новосибирска, Саратова, Волгограда, Шахт, Чебоксар, Иркутска, Ижевска, Орла, Балаково.
Обновление и развитие системы воспитания в школе – закономерное требование времени и социума. Именно поэтому прошедший год ознаменован появлением целого ряда федеральных документов, нацеливающих педагогическую общественность на изменение нормативного обеспечения воспитательной деятельности, в частности – на разработку рабочих программ воспитания. Подготовлены Примерная программа воспитания, Методические рекомендации «О разработке программы воспитания». Однако, многим образовательным организациям предстоит нелёгкий труд, результатом которого станет «живой», органичный, актуальный, неформальный документ, который и ляжет в основу организации деятельности всего коллектива школы по воспитанию и социализации нынешних школьников.
Совершенно очевидно, что ключевой фигурой в реализации созданной программы воспитания становится руководитель класса современной школы. Поэтому столь значима его роль и на этапе определения цели и важнейших задач воспитательной системы, и в ходе разработки содержания рабочей программы воспитания.
Об опыте включения классных руководителей в процесс разработки программы воспитания на круглом столе рассказали руководители московских школ Максим Николаевич Иванцов (Школа №814), Наталья Андреевна Зуева (Школа №1637), заместители руководителей по воспитанию и социализации Романовской школы Александра Юрьевна Забарина, Школы №1501 Татьяна Олеговна Словак.
М.Н. Иванцов:
«Новые задачи требуют новых решений. Классный руководитель, выполняющий новые функции, играющий новые роли в образовательной деятельности школы – как генератор новых идей, непременно является участником разработки рабочей программы воспитания».
Н.А. Зуева:
«Если руководитель класса – полноправный член управленческой команды, то и реализация системы воспитания в школе – дело общее! Важны единые подходы!».
В выступлении спикера раскрыты сформированные в школе требования к компетенциям и личным качествам руководителей класса, которые, по мнению руководителя, способствуют активной включённости всех членов педагогического коллектива в процесс разработки рабочей программы воспитания.
А.Ю. Забарина:
«Важный управленческий механизм – делегирование руководителем школы целого ряда управленческих полномочий классному руководителю».
Важная отличительная особенность рабочей программы воспитания школы – акцент на ключевые общешкольные дела, которые являются основой для инвариантного модуля программы.
Т.О. Словак представила разнообразные формы организации профессионального взаимодействия классных руководителей, способствующие значительному повышению как профессиональных компетенций руководителей класса, так и повышению эффективности воспитательной работы. Переформатирование взаимодействия — возможность новых подходов к разработке рабочей программы воспитания через формирование фокус-групп, проведение форсайт-сессий, мастер-классов и др.