Существует ли идеальная модель формирования положительного имиджа образовательной организации в открытом пространстве? Как создать «бренд» своей школы и привлечь аудиторию в социальных сетях? Что такое информационная образовательная среда школы? Эти и многие другие вопросы обсуждались с тренерами и экспертами на встерече в «Клубе будущих лидеров московского образования» 10 апреля 2020 года. Третье занятие цикла нового формата обучения «Клуб будущих лидеров московского образования» было посвящено теме «Образовательная организация в открытом пространстве (работа с блогосферой и СМИ)». Эксперты рассказали об основных приёмах и стратегиях работы с блогосферой и СМИ, о том как создавать, поддерживать и не потерять позитивный имидж образовательной организации и ответили на вопросы слушателей. Участники встречи вместе подумали над решением кейсов. Более 150 слушателей приняли участие в диагностике, и те, кто показал высокие результаты, получили в подарок книгу «Управление репутацией в интернете». Следующее занятие в Клубе состоится 24 апреля 2020 года в 15.15 на Московском образовательном телеканале.
Знакомьтесь с материалами
Паршина Екатерина Александровна
Начальник управления по развитию
государственно-общественного управления
и связей с общественностью ДОНМ
Презентация
Мадилов Сергей Павлович
Директор ГБПОУ города Москвы
«Образовательный комплекс «Юго-Запад»
Презентация
Вопросы и ответы
Большинство школ ведут странички в социальных сетях и это является отличным инструментов коммуникации не только с учениками, учителями и родителями, но и жителями нашего города.
Данный вопрос находится в компетенции школы и заранее закладывается в бюджет.
Школы могут устраивать и устраивают розыгрыши, акции, марафоны.
Это хорошее подспорье и мотивация к привлечению интереса к своим социальным сетям. Другой вопрос – за что будут вручаться призы и какие? Розыгрыш должен стимулировать детей на изучение чего-то нового или на творческую/ образовательную деятельность.
Школа может провести конкурс на лучший рассказ о школе в своих социальных сетях, грамотно прописать правила и условия участия, анонсировать призы (книга, айпад, курс по фотографии и т.д.)
Например, сейчас школы запустили марафон тренировок, занятий спортом в домашних условиях, директора школ участвуют в эстафете в социальных сетях #сказкинаночь и читают отрывки сказок на YouTube.
Добавлять или нет учеников в свои личные аккаунты в социальных сетях, это право педагога, которое остаётся за ним. Многие учителя ведут странички в социальных сетях и открыто рассказывают о работе в школе, уроках, проектах, своих победах, опыте и т.д.
Это отличный способ привлечь учеников, возможность неформального общения вне школы и уроков, шанс увидеть своих учеников другими глазами, увлечь новой темой, проектом. Педагог может создавать чек-листы для своего класса с подборкой литературы, проводить различные марафоны, связанные с обучением, викторины, обучающие прямые эфиры. Аккаунт в социальной сети может стать помощником в дистанционном обучении! Это привычный способ коммуникации для детей. Главное, чтобы учитель понимал, что он несёт ответственность за контент, который публикует на своих страничках в социальных сетях. Не менее важно сохранять субординацию, не скатываться в панибратство.
Каждая школа Москвы предлагает огромное множество образовательных услуг. В каждой школе есть замечательные учителя и педагоги, своя история и традиции.Об этом можно рассказывать на просторах социальных сетей. Наполнять свои социальные сети позитивной новостной повесткой, быть открытыми, рассказывать об успехах школы, её учеников на городском, федеральном, мировом уровне.
Конкретные шаги на пути к успеху:
1. Анализ сильных и слабых сторон школы в целом, важно выделить положительные стороны, а также те зоны, где необходимо еще поработать и есть дефициты.
2. Обязательно привлечь к проекту формирования «бренда» всех участников образовательного процесса, провести различные опросы среди них и понять, что думают о школе. Проанализировать аудиторию, которая не относится к школе ( жители района — не участники образовательного процесса).
3. Обратить внимание на «конкурентов» — школы района. Чем вы отличаетесь друг от друга, какое конкурентное преимущество есть у вас (важно не упускать из виду и частные школы тоже).
4. Начать работу над устранением отрицательных моментов и продвижением положительных сторон школы! Необходимо создать яркое и запоминающееся название, логотип, цвета школы, важно чтобы вся команда имела одинаковые установки.
По вопросу привлечения аудитории к социальным сетям, тут могут работать как стандартные механизмы рекламы (но важно изначально запланировать ее в бюджете), так и привлечение аудитории созданием единой концепции социальных сетей, за счет красивого и качественного контента (в пример можно взять частные школы Летово, хорошкола, иностранные школы).
Важно проанализировать большое количество различных аккаунтов и потом выработать свою концепцию, проводить различные активности для привлечение аудитории. Создайте свой «голос» для каждой социальной сети, посмотрите на сайтах статистику по возрасту, целевым аудиториям пользователей.
Вдохновляйтесь интересными блогами. Будьте не как все, будьте креативными, будьте собой!
Первый человек, которого встречает ученик в школе, «школьный родитель» – это классный руководитель. И от того, какое отношение, профессионализм он проявит будет зависеть образ и впечатление от школы. Так что классный руководитель такой же важный член команды по формированию общего имиджа, как и все остальные члены школьной команды, который способен как и улучшить имидж школы, так и испортить, если будет неточно доносить информацию до родительской общественности.
Конечно, если вы поручите вести школьные соцсети секретарю, ничего из этого хорошего не выйдет, только если у него не будет профильного образования по smm. Но в тоже время, вы можете не раздувать штат лишними людьми, а найти одного грамотного smm, который будет вести курсы для детей в рамках дополнительного образования, сами дети будут участвовать в работе школьного блога, фотограф может вести кружок по фотографии, и у вас будут всегда качественный контент от детей.
Зачастую большие образовательные комплексы имеют в штате таких сотрудников, которые совмещают этот функционал наряду с другими своими профессиональными обязанностями. Это могут быть и учителя-предметники, и педагоги-организаторы.
Можно распределить функционал на несколько сотрудников. Правильного ответа здесь нет.
Такой модели нет. Самое главное правило школы в публичном пространстве – это быть открытыми и честными, уметь публично рассказать, как о своих успехах и победах, так и публично признать свои ошибки, разъяснив причины, последствия, показав сделанную работу над ошибками. Научиться предугадывать возможность возникновения негативных ситуаций и заранее избегать их.
Идеального рецепта здесь нет – каждая образовательная организация уникальна, в ней работают уникальные педагоги, своя атмосфера и климат. Самое важное – быть органичными, близкими, понятными, сделать так, чтобы подписчики доверяли вашему контенту. По факту достичь определенного уровня доверия можно через оперативное информирование полезной информацией, формированию быстрых и четких ответов в обратной связи.
Первое, нужно принять то, что любая позитивная повестка для СМИ не такая «горячая», как негатив, поэтому интерес к ней всегда будет ниже. Зная и принимая это, взаимодействие будет выстроить легче.
Второе, нужно понимать, кому будет интересен инфоповод отдельной школы – это, как правило, локальные СМИ. Общесистемная повестка – городские СМИ, а то и федеральные.
Алгоритм сотрудничества определен, все взаимодействие происходит через официальные запросы СМИ в Департамент образования и науки города Москвы, после которого направляются в школы. Но никто не отменяет инициативы наших школ, пример такого эффективного сотрудничества школ и СМИ можно увидеть на примере материалов Московского образовательного телеканала.
Ошибки бывают двух типов: глобальные и частные.
К глобальным относятся:
- Игнорирование интернета как канала коммуникации, отсутствие социальных сетей.
- «Закрытость» школы, «мнимое присутствие» — страница есть, портал есть, но они не «живут, а существуют».
Примеры глобальных ошибок: отсутствие активности на страницах, оперативного обновления информации, новостной повестки, зачастую просто репосты сторонних ресурсов, ссылки без сопровождающего текста, даже не о жизни самой школы. Обратная связь не поддерживается, на вопросы ответов нет, все комментарии пользователей игнорируются.
Совершая такие ошибки, школу будущего мы с вами точно не построим.
Частные ошибки – это слабая визуализация контента, отсутствие единой стилистики, канцелярский язык, непонятный для обывателя. Многие пытаются превратить даже свои страницы в социальных сетях в сухие отчеты о проделанной работе. Скучные посты или некачественные фотографии отталкивают не меньше.
Школа должны быть с человеческим лицом всегда, в том числе и в блогосфере, говорить на одном языке со всеми.
Использование единой стилистики не противоречит возможностям учета особенностей той или иной платформы, социальной сети и пр. Стилистика однозначно должна быть одна, она должна создавать прочную ассоциацию со школой, повышать узнаваемость бренда, давать понять с первого взгляда, чьи это социальные сети или портал. Разным может быть наполнение. Если вы понимаете, что целевая аудитория этого ресурса – родители, то важно вести информирование с точки зрения того, что будет интересно и важно прочитать о школе именно родителям, если целевая аудитория, как например, в сети Вконтакте, — дети, то вероятно информационные поводы и стилистика должны соответствовать их интересам.
Но однозначно нужно понимать, что потребители информации на всех ресурсах – все участники образовательной системы, и ученики, и их родители, и бабушки с дедушками, и учителя, и все педагогическое сообщество. Все пользуются удобными для себя ресурсами для получения информации, поэтому было бы здорово вести информирование одинаково разносторонне и оперативно по всем каналам.
Это информационное пространство не предполагает «официальщину», тут есть возможность поделиться своими самыми креативными идеями!
Лучше иметь контент хорошего качества с продуманной структурой в 1-2 социальных сетях, чем 15 соцсетей с одинаковым контентом.
Информационная образовательная среда (ИОС) ) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) — комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС
Принципы ИОС:
Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и прочие, взаимосвязанные между собой.
Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Представлять ОО в публичном пространстве может директор, управленческая команда школы,а с популяризацией ресурсов в сети интернет – все члены школьной команды, в том числе педагоги.