История жизни и творчества Александра Солженицына прозвучала в Доме русского зарубежья 27 апреля, где Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки организовал встречу московских педагогов с Наталией Солженицыной, вдовой писателя, в рамках проекта «Клуб полезного досуга», открытого в Год педагога и наставника. Она рассказала о том, что повлияло на его становление как писателя, какие жизненные «университеты» он прошел и каким педагогом он был для своих учеников.
«Детство его было очень скудным, книг в доме было мало, несмотря на это Саня рано научился читать. Близкие друзья подарили семье двухтомник Лермонтова, он стал любимым поэтом Солженицына. Ребенком он перечитывал эти книги много раз, размышляя о своей грядущей судьбе. Отец его ушел из жизни, как и Лермонтов, в 27 лет, и мальчик думал, что ему также суждено прожить короткую жизнь. Еще ребенком он много писал, к нему рано пришло предчувствие, что он станет писателем», – начала свой рассказ Наталия Солженицына.
Слушая ее выступление, учителя узнали о том, что жизнь Солженицына критик Павел Басинский называл русским романом, а, по словам Ахматовой, писатель прожил «некалендарный ХХ век».
Его творчество началось еще в школьные годы, когда он издавал самодельный рукописный журнал «ХХ век», из-под его пера вышло 16 школьных тетрадей, где он указывал, что у издания миллион подписчиков, а в реальности читателей было два – его мать и друг Миша.
Становление Солженицына как писателя произошло в лагерях, он провел в заключении 11 лет. Новый Иерусалим, строительные работы в Москве, где Солженицын укладывал плитку в строящемся доме на площади Гагарина, Рыбинск, «шарашка» в Загорске, Бутырская тюрьма, Экибастузский лагерь на севере Казахстана, описанный в повести «Один день Ивана Денисовича». Особенно плодотворными для творчества оказались именно эти три года каторжных лагерей. Педагоги узнали, что он писал по 16 строк в день, а потом заучивал их наизусть.
Заключение сменилось ссылкой на юг Казахстана, в село Коктерек, где он устроился учителем в среднюю школу, преподавал математику и физику.
«Как писал Солженицын, – рассказывает Наталия Дмитриевна, – он в Коктереке “захлебнулся” преподаванием: назначал кружки, дополнительные занятия».
В начале 1965 года в алма-атинской газете появились рассказы учителей и учеников той школы в Коктереке.
💬 Ученики вспоминали: «Солженицын заражал нас своей энергией. В класс врывался, как вихрь, садился на табурет, как в седло. С ходу начинал вести урок, и хотелось попасть в его темп».
💬 «Секрет обаяния Александра Исаевича в том, что он никогда не выказывал превосходства. Держался с нами просто, как с равными. Никогда не опаздывал и всегда выполнял, что обещал», – писали они.
💬 «Когда сказали, что Исаевич стал писателем, я очень удивилась, его призвание – педагогика. Педагог он был на редкость талантливый, умел подобрать ключ к сердцу каждого ребенка», – делилась одна из его учениц.
💬 «Я учился у Вас три года. Мне, получавшему у Вас тройки по физике и математике, удалось получить отличные оценки при поступлении в Новосибирский институт и с отличием его окончить. Я больше не встречал ни в учебе, ни в жизни человека более честного и трудолюбивого, чем Вы», – тепло отзывался один из учеников о Солженицыне.
В 1956 году во времена оттепели Солженицын был реабилитирован. После возвращения из ссылки его «тянуло учительствовать». Нехватка учителей все еще сильно сказывалась, он стал преподавать физику и вести кружок электротехники. И погрузился в творчество. В 1959 году в Рязани за месяц за самодельным столиком под цветущей яблоней он сочинил «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Ему удалось раздобыть пишущую машинку, он печатал без полей и пробелов для экономии места.
В 1961 году «Один день Ивана Денисовича» оказался на столе главного редактора «Нового мира» Александра Твардовского. Он всю ночь читал рукопись, так и не лег спать. А потом велел узнать, кто автор. На рукописи стояла подпись – А. Рязанский.
«Только спустя 11 месяцев рассказ был напечатан, Твардовскому не так-то просто было его пробить, – рассказывает Наталия Дмитриевна. –
В редакции “Нового мира” бесперебойно звонил телефон, плакали, благодарили, искали автора. А в 1970-м Солженицыну присудили Нобелевскую премию “за нравственную силу, с которой он продолжил традиции русской литературы”».
Из рассказа Наталии Солженицыной педагоги узнали, что Солженицына вдохновлял жанр романа-эпопеи – его потрясла книга «Война и мир». Он мечтал написать эпопею о русской революции, свидетелями которой были все взрослые, окружавшие его с детства. Так был задуман «Архипелаг ГУЛАГ».
После высылки из СССР семья поселилась в США, где Солженицын стал педагогом уже для своих детей. «В Вермонте он писал эпопею “Красное колесо”. Наши дети подрастали. Я занималась с ними русским языком и литературой, Александр Исаевич – физикой, математикой. Я вывезла все советские учебники по всем предметам. Дети были хорошими учениками, никогда не опаздывали на занятия», – вспоминает Солженицына.
Учителя обсуждали актуальность произведений Солженицына сегодня, отмечали, что дети с интересом продолжают изучать «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». «Солженицын писал о человеке, оказавшемся в экстремальной ситуации, о том, как выжить и остаться человеком, а это всегда актуально», – подчеркнула вдова писателя.
Педагоги задали вопрос о наставниках Александра Исаевича и узнали, что одним из них был друг семьи и отец его приятеля Миши – инженер по профессии. Неслучайно будущий писатель выбрал физико-математический факультет и всю жизнь преклонялся перед инженерами.
«А в целом, его воспитал лагерь, люди, которые были рядом, ведь он угодил туда в 26 лет, совсем молодым. “Меня воспитала каторга, ей я предан не меньше, чем русской литературе”. Так он говорил о себе», – вспоминает Наталия Дмитриевна.
По окончании встречи Наталию Солженицыну поприветствовали педагоги и учащиеся школы № 1520 имени Капцовых – того самого учебного заведения, где в свое время училась будущая жена писателя.
«Трудно найти человека, который любил бы родину так самоотверженно как Солженицын. Ради нее он прожил такую долгую жизнь, дождался окончания своего изгнания и вернулся домой. Будут ли его читать? А это от вас во многом зависит», – подытожила Наталия Дмитриевна, обращаясь к педагогам.
Учителя поблагодарили Клуб полезного досуга за организацию встречи, подчеркнув важность изучения литературы русского зарубежья.
Марина Юрьевна Кравцова, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы школы № 1158 призналась, что очень стремилась попасть на мероприятие: «Давно интересуюсь темой литературы русского зарубежья. Это колоссальный, ещё не исследованный пласт русской культуры. Значимым и знаковым для меня событием стали встреча и живое общение с Наталией Солженицыной, супругой, другом, соратником великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына, достойного преемника Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Что такое праведничество, и кого можно назвать праведником, как остаться человеком в самых невыносимых условиях, как восстановить историческую правду и справедливость – эти и другие важные духовно-нравственные вопросы обсуждались на этой встрече на фоне емкого и достойно-сдержанного рассказа о биографии писателя, некоторые факты которой получили для меня новую трактовку. Поскольку мы недавно посетили Московский дом Достоевского, выставки Государственного литературного музея имени В. И. Даля, можно говорить о едином образовательно-воспитательном континууме, создаваемом для учителей школ Москвы Корпоративным Университетом».
Клуб полезного досуга – просветительский проект Корпоративного университета московского образования для столичных учителей, запущенный в Год педагога и наставника. Учителя посещают выставки, экспозиции в ведущих музеях столицы по литературе, истории, краеведению, биологии и вместе с научными экспертами обсуждают преподавание в школе тем, связанных с искусством и естественными науками.