Как сформировать у школьника интерес к художественной литературе? Как чтение влияет на развитие ребенка и какие существуют методики обучения детей чтению?
Корпоративный университет московского образования запустил новую программу повышения квалификации для педагогов «Обучение чтению/пониманию русской художественной литературы читателей, для которых русский язык не является родным».
Доктор педагогических наук, профессор Института Пушкина, эксперт по обучению детей чтению Наталья Владимировна Кулибина поделилась советами и представила собственные методические разработки.
– Ребёнка необходимо учить читать, и речь идёт не о технике чтения (этому учат в начальной школе), а, по мнению ученого-психолога Ирины Алексеевны Зимней, — о понимании или «смысловом восприятии» художественной литературы. Вопросы и задания к тексту должны помогать юному читателю самостоятельно проникнуть в глубину текста, преодолевая трудности использованием т.н. когнитивных стратегий (видов языковой догадки и др.), а не с помощью объяснений учителя или родителей. Практика показывает, что уже на первых уроках чтения, когда ребенок наглядно убеждается в том, сколько интересного, но скрытого от невнимательного читателя, может таить в себе художественный текст, закладывается фундамент отношения к чтению, как к важной жизненной потребности. И, конечно, предлагаемый ребёнку текст должен быть ему интересен. Особенно это важно на первых занятиях, когда начинается формирование юного читателя. Также важно, чтобы текст соответствовал возможностям ребёнка, возрасту и уровню развития, но был несколько сложнее, т.е. давал возможность роста.
– Мне очень нравится такое объяснение: «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают».
Чтение сложных текстов – а художественные тексты, безусловно, сложные – совершенствует когнитивный аппарат ребёнка, например, он учится выстраивать прогноз предполагаемых событий и отказываться от него, если развитие событий не подтверждает его, а это умение важно не только для чтения.
Кроме того, благодаря чтению он развивается эмоционально: знакомится с разными героями и взаимоотношениями между ними, различными жизненными ситуациями, понимает, «что такое хорошо, и что такое плохо», учится сопереживать, любить и др. Чтение расширяет кругозор ребёнка: показывает ему дальние и ближние страны, города, планеты и др., знакомит с нравами, обычаями, традициями своего и других народов, отвечает на многие вопросы, иногда ещё и не заданные, и, главное, помогает ему понять самого себя.
– Читателю, тем более опытному, чтение представляется единым процессом, тогда как психологи говорят, что оно имеет уровневую структуру. Сначала читатель воспринимает графический облик слова и определяет его лексическое и/или грамматическое значение (уровень значения), потом устанавливает смысл использования текстовой единицы в читаемом тексте (уровень смысла), далее в сознании возникает образ-представление, согласно терминологии советского психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна.
Первые два уровня создают понятийный уровень, который актуален при чтении любого текста. Как писала профессор МГУ Ольга Ивановна Никифорова, третий уровень – уровень представления – требуется в процессе чтения прежде всего художественных текстов «для перевода словесных образов текста на язык читательских представлений».
С одной стороны, наличие третьего уровня усложняет процесс чтения, но с другой – даёт дополнительную опору на имеющийся у читателя жизненный и читательский опыт (зрительные, эмоциональные и другие впечатления).
– Нередко мы сами ориентируем юного читателя на поверхностное знакомство с текстами, даже сложными, используя в обучении адаптированные или сокращённые тексты и тем самым показывая, что в авторских текстах есть много лишнего, ненужного (!), что можно удалить без ущерба.
Кроме того, практика предъявления вопросов к тексту до чтения самого текста нацеливает читателя на поиск информации, которая будет ответом на заданные вопросы, а всё остальное пропускается, как не заслуживающее внимания.
Как правило, весь методический аппарат к тексту служит контролю понимания, а не обучению пониманию – смысловому восприятию: в нём нет места вопросам на обдумывание, размышление, представление, сопоставление и др., а также творческим заданиям. Такая работа не может вызвать у учащихся живого интереса.
– К сожалению, «Литературное чтение» есть только в начальной школе, да и на этих занятиях собственно смысловому восприятию художественных текстов уделяется недостаточно внимания. Ошибочно считается, что после овладения техникой чтения специальных уроков чтения не требуется, поэтому методик обучения пониманию при чтении практически нет. Рискуя показаться нескромной, предложу свои книги: «Читаем стихи русских поэтов», «Зачем, что и как читать на уроке», «Методика обучению чтению художественной литературы».
Кроме того, есть электронные ресурсы. Создан интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой», который включает 55 интерактивных уроков чтения по произведениям русских писателей от Державина и Ломоносова до Бродского и Лукьяненко, и открытый электронный ресурс «Достоевский на интерактивном уроке чтения». К 225-летнему юбилею Пушкина будет создан мультимедийный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения».
– Читать вместе с ребёнком! Специалисты-логопеды связывают рост числа детей, у которых диагностируются те или иные нарушения речевого развития, с отсутствием в семьях практики домашнего чтения. Нужно быть очень внимательным к тому, чем интересуется ваш ребёнок: фантастикой, путешествиями, приключениями, детективами или сказками и вовремя предлагать ему хорошие книги той тематики, которая ему интересна.
Если вы затрудняетесь с тем, как организовать дома урок чтения (например: какие вопросы задавать и как реагировать на неправильные ответы), то можете заглянуть в Интерактивный курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой», там есть уроки на любой вкус: по сказке С. Козлова «Разрешите с вами посумерничать», русской народной сказке «Рукавичка», школьным историям А.Б. Раскина и В.В. Голявкина, фантастическому рассказу С. Лукьяненко «Чужая боль», задачкам из «Ненаглядного пособия по математике» Г.Б. Остера и многое другое.
Если вы хотите самостоятельно выбрать текст для вашего ребёнка, можно воспользоваться рекомендательными списками из интернета, но, прежде чем давать текст ребёнку, прочитайте его сами: из того, что предлагается, выбирайте то, что интересно вашему ребёнку и нравится вам.
– Нет, ни в коем случае. При самостоятельном чтении юному читателю необходимо самому выделить в тексте главное, понять, о ком текст, какие события происходят, где и когда, оценить прочитанное: именно так и формируются необходимые навыки читательской деятельности.
Аудиокнига всё это делает за читателя: актёр, читающий художественный текст, расставляет акценты по своему усмотрению, даёт свои оценки героям и происходящему, т. е. делает за читателя большую часть его работы.
После того, как текст прочитан, юного читателя можно познакомить и со звучащим вариантом и предложить подумать над тем, что изменилось в его восприятии, обсудить возникающие вопросы.