Видеоконференция на тему «Практики сопровождения молодых педагогов» состоялась 28 апреля в рамках проекта «Взаимообучение городов», организованного Корпоративным университетом московского образования.
Своими идеями и опытом поделились 7 городов-участников, представив в ходе пленарного заседания и сессии успешные практики сопровождения, стимулирования и адаптации молодых педагогических кадров.
Московский опыт поддержки начинающих педагогов представили в своем совместном докладе Дмитрий Чуркин, начальник Управления кадровой политики и развития государственно-общественного управления Департамента образования и науки города Москвы, и Дмитрий Выдрин, заместитель директора Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26. Выступление спикеров было посвящено теме «Проблемные аспекты нематериального стимулирования молодых педагогов».
По словам Дмитрия Чуркина, для поколения молодых людей, рожденных с 2000 года, характерны такие особенности, как многозадачность, высокая переключаемость, цифровая грамотность, стирание географических границ, расширение кругозора.
«Они уделяют большое внимание своему здоровью, количество времени в дороге важнее зарплаты, чаще педагоги увольняются из-за большого расстояния от дома до работы, — отметил спикер. – Это поколение нацелено на успешную карьеру, жизнь и работу в комфорте и самовыражение. Все это оказывает влияние на стратегии управления персоналом работодателей. Крупные компании готовы создавать необычные условия развития, пересматривают свои системы нематериального стимулирования».
О системе нематериального стимулирования молодых педагогов на примере своей образовательной организации рассказал Дмитрий Выдрин:
«Задача руководителей – создать те условия, которые будут стимулировать молодое поколение. Необходима правильная управленческая стратегия, которая подразумевает отказ от авторитарного подхода, организация рабочего процесса с учетом интересов молодых кадров, таких как геймификация, использование цифровых инструментов, и, наконец, важен акцент на индивидуальность: поддержка авторских проектов, гибкий индивидуальный график, система профессионального развития».
О сопровождении профессиональной адаптации молодых педагогов на муниципальном уровне в Калуге рассказала Елена Коржуева, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия»:
«Молодые педагоги часто сталкиваются с педагогическим одиночеством, 10-15% уходят из образовательных организаций, и часто это нематериальные проблемы. Для решения этой проблемы в Калуге разработана программа поддержки и сопровождения молодых педагогов. Это модель наставничества. Постоянно проводится срез профессиональных дефицитов и для тех, кому нужна помощь, предлагается наставник. Наш проект «Опытный педагог – молодой педагог» включает Школу молодого учителя и Клуб начинающего воспитателя. Здесь оказывается поддержка как педагогам без стажа работы, так и тем, чей опыт работы составляет от года до пяти лет».
В системе образования Калуги есть также проекты адресной помощи для начинающих классных руководителей и для начинающих административных сотрудников школ и детских садов.
Татьяна Харькова, директор Центра мониторинга и сопровождения образования Рязани выступила с докладом на тему «Управленческие и методические аспекты поддержки молодых педагогов на муниципальном уровне». В Рязани реализуется муниципальный методический проект «Наставник», помогающий выявить профессиональные дефициты у молодых специалистов в сфере образования и подобрать наставника через действующий банк данных. В городе проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют», а также Форум молодых педагогов и наставников.
Алёна Крюкова, директор Информационно-методического центра «Екатеринбургский Дом Учителя», рассказала об успешных практиках работы с молодыми педагогами в Екатеринбурге:
«В городе работает проект «Молодость PRO», для педагогов организованы «полезные вторники» – онлайн-конференции на актуальную тему с возможностью задать вопрос эксперту, «полезные четверги» для общения педагогов с психологами и юристами, раз в триместр проводится Единый методический день. Молодым нужно общение, поэтому все сообщества созданы при желании самих педагогов и с полным их участием. Это Городской совет молодых педагогов и районные советы молодых педагогов. Также проводятся досуговые и обучающие мероприятия для молодежи – спортивные соревнования среди молодых педагогов и стажировки молодых педагогов в разных городах».
После пленарного заседания в ходе сессионной части конференции своим опытом работы с молодыми кадрами поделились директора и завучи образовательных учреждений. Римма Стихина, директор гимназии №13 города Екатеринбурга, рассказала о нововведении, придуманном в их школе – «Полдник с директором», где обсуждаются впечатления от работы, где молодые педагоги рассказывают, с кем общаются, кто им помогает, в чем нужна помощь. Ани Гриорян, заместитель директора по воспитательной работе детского сада №106 города Рязани, рассказала о существующем уже 4 года Клубе молодых педагогов «Формула успеха», где решаются любые рабочие вопросы, и молодым специалистам оказывается адресная помощь. Вхождение в коллектив здесь начинается с праздника посвящения в профессию «Первые шаги сделаем вместе», цель которого – знакомство с новыми педагогами, сплочение команды, выявление молодых талантов, внедрение эффективных способов педагогической работы с детьми.
На конференции присутствовали руководители муниципальных органов управления образованием, директора образовательных организаций и педагоги из 114 городов Российской Федерации. «Работа, приносящая удовольствие – это наша мечта», – звучало лейтмотивом мероприятия. Активная и профессиональная молодежь, заинтересованная в работе – это тот ресурс, от которого зависит будущее отечественного образования. Помочь им на их профессиональном пути – задача более опытных специалистов. В Год педагога и наставника эта тема звучит особенно актуально.