Как создавать актуальные образовательные программы, отвечающие современным потребностям рынка труда и вызовам времени?
Продолжается программа повышения квалификации «Управление изменениями в образовательной организации среднего профессионального образования г. Москвы», подготовленная Корпоративным университетом для руководителей учреждений системы СПО.
С 24 по 26 ноября директора и заместители руководителей колледжей и техникумов приняли участие в стратегических сессиях «Приоритетные направления развития системы СПО» и «Проектирование целей и результатов ОО СПО в разрезе приоритетов развития системы СПО». В составе команд они обсудили обновление и проектирование образовательных программ, проанализировали конкурентов отрасли, спрос на выпускников, составили портрет обучающегося, продумали, как сформировать его мотивацию.
Стратегические сессии проводила тренер, эксперт в области образования Екатерина Лукша. «Участники попробовали посмотреть шире на процессы с позиции работодателей, бизнеса и анализировали, какие большие тренды оказывают влияние на отрасли. Появляются новые технологии, меняется ситуация с границами, стандартами, это не может не влиять на рабочие задачи. Работодатели понимают эти задачи чуть раньше, внедряя новое оборудование, изменяя цепочку поставок, предъявляя новые требования к специалистам. Система образования реагирует на эти изменения с опозданием. В ряде отраслей технологии развиваются быстрее, чем мы можем подготовить специалиста. Соответственно, представителям системы образования нужно научиться думать на опережение, как работодатель и взаимодействовать с ними», − подчеркнула эксперт.
Итоговым заданием для участников повышения квалификации стала модернизация образовательных программ и внесение изменений в вариативную или дополнительную часть учебных планов программ в течение года.
«Рынок профессиональных образовательных услуг очень конкурентный, качественный образовательный контент в сфере СПО редок. Очень важно учитывать пользовательский путь: коллеги обсуждали, что мотивирует учащегося, его амбиции, ожидания и впечатления, чтобы создавать более точные, направленные на учащегося программы. Колледж конкурирует с некачественными программами и тоже должен меняться, чтобы сюда приходили учиться мотивированные, заинтересованные ребята, которые потом будут реализовывать себя через профессиональную деятельность», − прокомментировала Екатерина Лукша.
На стратегических сессиях управленцы системы СПО представили первые идеи по возможным изменениям образовательных программ. Заместитель директора колледжа связи № 54 имени П.М. Вострухина Ирина Бозрова предложила расширить профиль компетенций студента за счет вариативных курсов. «Самая главная задача для студентов СПО – дать им в рамках вариативной части как можно больший набор компетенций, новые виды профессиональной деятельности, тем скорее и быстрее он сможет устроиться на работу. В рамках специальности «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств» мы предлагаем дать в вариативной части три рабочих профессии: кабельщик-сварщик оптоволокна, электромонтер по осветительным приборам и сетям, что очень требуется сейчас метрополитену, и электромонтер ОПС (охраны пожарных сигнализаций) в условиях того, что идут стройки и все новые строительные объекты нуждаются в системах видеонаблюдения, сигнализации и т.д. По завершении модульных курсов студент сертифицируется работодателем путем сдачи демонстрационного экзамена, ему присваивается квалификация по рабочей профессии. В случае хорошего прохождения экзамена по заявке работодателя ему можно присвоить рабочий разряд. Таким образом, по окончанию у студента будет набор дополнительных профессий, что позволит ему адаптироваться на рынке труда».
Директор киноколледжа № 40 Ольга Керзина поделилась впечатлениями от программы повышения квалификации и своим видением развития организации: «Самое ценное – общение с коллегами, видишь кусочки реальности с их стороны, из этого складываются те вещи, которые, оказывается, не только тебя волнуют. На этом основании возникает общий взгляд и поиск. На мой взгляд, в киноиндустрии сейчас работает стратегия малых групп, малых прорывных команд, которые могут выбирать конкретное направление, прорабатывать его и выдавать продукт. Специфика нашего колледжа – в развитии команд, студент учится не только по своему направлению, но и к концу обучения он получает опыт совместной работы: режиссера – с оператором, оператора – с монтажером, звукорежиссером. И у нас получается выпуск совместных команд, которые готовы работать. В перспективе нам нужно развиваться в технологиях на современном оборудовании».
Заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности ГАПОУ МОК им.В.Талалихина Илья Лукьянов рассказал о своих впечатлениях об участии в стратегической сессии: «Очень полезный практический семинар, мы можем пообщаться с коллегами в рамках наших специальностей, обсудить преимущества и недостатки, перенять опыт и, соответственно, применить его у себя. У нашего комплекса несколько специальностей – машиностроение, парикмахеры, повара. Преимущество колледжей в отличии от краткосрочных курсов – более глубокие знания, практический опыт на разных площадках, взаимодействие с крупными партнерами, которые готовы дальше предоставить трудоустройство. Студенты учатся работать в системе, мы готовим специалистов для города. Наш выпускник получает диплом, и есть определенная гарантия, что работодатель принимает обученного специалиста».