Как сейчас москвоведение представлено в московском образовании, форматы вовлечения детей и новые учебно-методические материалы, профессиональный рост педагогов, занимающихся краеведением, развитие школьных музеев – эти и другие вопросы обсудили на круглом столе 25 апреля «Краеведение в системе образования: новые вызовы и перспективы развития».
Организаторами круглого стола выступили Комиссия по образованию и науке совместно с Комиссией по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты города Москвы и Корпоративный университет московского образования.
Перед началом круглого стола участники посетили мероприятие Клуба полезного досуга, организованное Корпоративным университетом московского образования – экскурсию по окрестностям Пречистенки. Экскурсоводом выступила кандидат филологических наук Светлана Камышева, ученый, специалист в сфере государственной языковой политики. Участники познакомились с историей Пречистенского и Чистого переулков, улицы Пречистенка, а также узнали об истории возникновения знаковых домов района, уникальных памятников культурного наследия: например, дома-мастерской архитектора Веры Мухиной, особняка Марии Якунчиковой, дома, где жили Сергей Есенин и Айседора Дункан. Завершилась экскурсия в Храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, описанном еще в романе Льва Толстого «Война и мир».
Мария Лазутова, председатель Комиссии по образованию и науки, в приветственном слове отметила значимость краеведения в системе образования и предложила обсудить ряд вопросов: возможно ли возвращение предмета «Москвоведение» в систему образования; какую роль играют школьные музеи для краеведения; требуется ли дополнительная подготовка для педагогов по краеведению и др.
Участников круглого стола приветствовал заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александр Тверской, отметив важность и актуальность этой темы.
«Школьное краеведение – важнейший фактор воспитания и становления личности. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Вот почему мы видим в профильных НКО, образовательном сообществе, институтах гражданского общества в лице Общественной палаты города Москвы – важных партнёров в формировании у подрастающего поколения и молодёжи столицы интереса и уважения к нашим истокам, к родной земле, к Родине», – отметила в своем выступлении Елена Паршина, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
В этом году Корпоративный университет московского образования отмечает 85-летний юбилей.
«Как одна из старейших образовательных организаций, мы формируем традиции системы московского образования. В 1945 году, в канун 800-летия столицы, на базе нашего университета было создано краеведческое бюро. Его задачами стали разработка вопросов внедрения краеведения в преподавание различных предметов в начальной и средней школе, разработка внеклассных и внешкольных краеведческих мероприятий, рассмотрение учебных планов и программ по краеведению, организация музеев. Сегодня эти задачи сохраняют свою актуальность, и мы предлагаем своё видение того, как внедрить краеведение в систему московского образования», – рассказала Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования.
О новых подходах и практических решениях в сфере преподавания краеведения рассказал Константин Деревянко, член Экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ:
«Современные технологии позволяют представлять образовательный контент по изучению родного края на различных носителях, таким образом для того, чтобы узнать о каком-то историческом месте, необязательно выходить из дома. Анимационные ролики могут быть средством вовлечения детей в изучение материалов, посвящённых разным историческим эпохам. Творческие мастер-классы также мотивируют детей к учебной деятельности. Всё это в совокупности и представляет инновационно-методический комплекс. Он должно закрепляться работой с учителем, прочтением и разбором текстовых материалов, и освоением соответствующих слов и устаревших понятий».
По словам Филиппа Смирнова, заместителя председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию, приобщение к истории своего района через личное погружение в очном формате не менее важно:
«В краеведении каждый из нас может проявить себя. Вместе со школьниками мы создаем совместный проект – исследуем, как и почему Москва появилась на этом месте. При помощи поделок из бумаги, пластилина и прочих деталей вместе с детьми мы создаем макет московского Кремля. Этот формат делает ребенка более вовлеченным, так как он на практике познает информацию и присваивает это знание себе».
На круглом столе говорили и о работе с родителями. Так, при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы Национальная родительская ассоциация создала проект «Края Москвы – края родные». Благодаря ему неравнодушные московские родители научились организовывать краеведческие экскурсии по местам, связанным с историей их семьи. Абсолютно бесплатно участники проекта могут получить консультации от специалистов в области москвоведения, педагогики, психологии, туризма и экологии. Принять участие в мероприятиях можно включительно до июня 2023 года.
Руководитель Центра независимой оценки и сертификации педагогических работников и управленческих кадров города Москвы Корпоративного университета Александр Гайдатов отметил важность тех знаний и компетенций, которые необходимы краеведу для решения образовательных и воспитательных задач. Корпоративный университет совместно с партнерскими организациями разрабатывает программу повышения квалификации по краеведению с учетом ценностей и особенностей московского образования.
В завершении встречи Мария Лазутова отметила заинтересованность аудитории:
«На мой взгляд, состоялся очень профессиональный разговор. Эксперты говорили о том, из чего сегодня состоит портфель деятельности по краеведению, какие есть научные разработки, какие есть проекты у школьников. Мне очень понравились те примеры, которые приводились участниками круглого стола из зала: как можно вовлекать родителей, чего не хватает учителям. На мой взгляд, разговор о краеведении имел очень знаковый характер для дальнейшей плодотворной работы».