Об этом директора московских школ узнали на семинаре «Реализация проекта «Предпринимательский класс» в московской школе в 2023/2024 учебном году», который состоялся в конце июня на площадке РЭУ имени Г.В. Плеханова. Руководители образовательных организаций приняли участие в спикер-сессии и бизнес-игре «Я – предприниматель».
Семинар открыл заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александр Тверской.
«Отрасль предпринимательства, высшее образование и школа — это треугольник, который предполагает собой взаимозависимость всех участников процесса», — отметил заместитель руководителя.
В ходе спикер-сессии участники обсудили, какие навыки необходимы абитуриентам при поступлении в вуз и каким дисциплинам стоит обучать школьников. О мотивированных абитуриентах и других требованиях, предъявляемых к ним, рассказал проректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Алексей Никулин.
«Мы хотим, чтобы абитуриент, приходящий к нам в университет, не просто с нуля начинал свою деятельность, а уже имел какие-то навыки со школы, знал, как запустить свой бизнес, наша задача — докрутить все эти желания. Получить от школы мотивированного, ориентированного абитуриента», — подчеркнул Алексей Никулин.
Еще одним важным навыком для выпускника школы является способность к самообучению
«Мы просим школы учить ребят самообучаться, потому что в век новых технологий недостаточно закончить школу или закончить университет и выйти в жизнь. Мы постоянно учимся», — считает Кира Артамонова, заместитель проректора по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ. Кроме того, эксперт отметила, что для будущего предпринимателя важно иметь лидерские качества. «Цель предпринимателя — уметь собирать людей, управлять ими и вести людей вперед. Предпринимательские классы должны нацеливать на это детей на каждом уроке. В результате из них будут выявляться лидеры, которые готовы собрать команду», — сказала Артамонова.
О важности со школьной скамьи формировать финансовую грамотность, развивать креативное мышление и учиться командообразованию через командные виды спорта говорил Денис Сигутин, совладелец Pena Agency, Idea Promotion и Asap Banner. Отдельным важным навыком предприниматель назвал проектное мышление.
«Каждый ребенок должен уметь думать проектно. Здесь очень хорошо с точки зрения дисциплин поможет программирование. Однозначно важно планирование и оценка рисков. Нужно понимать, с чем работаешь, к чему это может привести, уметь анализировать. Здесь хороша математика, фундаментальная физика», — считает бизнесмен.
Предпринимательство – сфера, в которой попробовать себя можно уже в школе, уверен руководитель службы правового сопровождения группы проектов «MOS.МШУ Институт общественных инициатив» Алексей Иванов.
«Понять ценность тех навыков, которыми должен обладать будущий предприниматель, можно уже находясь в школе. Мы создаем площадку, создаем ту атмосферу и те возможности, которые позволяют детям понять, насколько им действительно интересно, насколько предпринимательство свойственно им, и хотят ли они продолжать делать это дальше. Мы вкладываем в их головы осознание ценности этих навыков», — рассказал Алексей Иванов.
Спикеры также обсудили, как разглядеть в школьнике потенциал предпринимателя.
«Я бы ориентировался, в первую очередь, на результаты участия в проектах, которые демонстрируют мотивацию и позволяют получить какой-то первый показатель. В предпринимательстве главное — это мотивация и готовность терпеть ошибки, учитывать эти ошибки и идти дальше, невзирая на эти ошибки», — поделился мнением Алексей Иванов.
После спикер-сессии директора познакомились с примерным учебным планом и планом внеурочной деятельности предпринимательских классов. В новом учебном году учащихся ждут углубленные курсы по математике, иностранному языку и обществознанию в школе. Специальные программы для школьников разрабатывают и вузы. Одним из партнеров обучения школьников в предпринимательских классах стал РЭУ имени Г.В. Плеханова, участвующий в проекте уже второй год. На базе вуза школьники пройдут спецкурс «Основы предпринимательской деятельности» и курс, посвященный основам экономики. Кроме того, школьники примут участие в бизнес-тренингах, направленных на формирование лидерских качеств и навыков командообразования.
«Этот курс мы разрабатываем и перерабатываем не первый год. Он помогает ребятам освоить не только теоретические аспекты, но погрузиться в практикоориентированную деятельность. Главная наша задача — выстроить учебный процесс таким образом, чтобы было минимальное количество теории и максимальное количество практического погружения», — рассказала профессор Плехановского университета Ольга Быкова.
Кроме того, школьники предпрофессиональных классов, освоившие эти курсы, получат доступ к лекциям и дополнительным материалам ведущих вузовских преподавателей, а при поступлении в Плехановский университет получат возможность заработать дополнительные баллы к ЕГЭ.
По завершении спикер-сессии и презентации учебного плана и спецкурсов директора школ попробовали себя в качестве предпринимателей в бизнес-игре «Я – предприниматель».
Семинар для директоров организован Департаментом образования и науки города Москвы и Корпоративным университетом московского образования.