В столице стартовал конкурс «Педагоги года Москвы», организованный столичным Департаментом образования и науки при поддержке Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. По словам педагогов, конкурсы профмастерства становятся не только точкой роста для участников, но и поворотным моментом в карьере. Победители и призеры конкурса прошлых лет рассказали о том, какую роль сыграл конкурс в их жизни.
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы
О карьерном росте и развитии конкурсантов
Директор школы № 199, лауреат номинации «Учитель года Москвы» в конкурсе «Педагоги года Москвы» 2018 года Александр Калашник прошел путь от учителя химии до директора школы. Окончив химический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ), он поступил в аспирантуру, параллельно занимался репетиторством, но по окончании аспирантуры, решил попробовать себя не в науке, а в педагогике. Стал учителем химии и вскоре полностью посвятил себя школе. «Потому что мне это нравилось», – вспоминает Александр Калашник.
В 2018 году он одержал победу в метапредметной олимпиаде «Московский учитель» (участие в ней дает возможность принять участие в главном учительском состязании «Учитель года Москвы»), позже стал лауреатом номинации «Учитель года Москвы» в конкурсе «Педагоги года Москвы».
Через некоторое время возглавил школьную площадку в образовательном комплексе «Юго-Запад», а через два с половиной года, бросил себе новый профессиональный вызов и прошел аттестацию на должность руководителя – стал директором школы № 199.
Заместитель директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Антон Марко стал лауреатом номинации «Учитель года Москвы» в 2017 году.
«Конкурс стал знаковым этапом в моей работе и карьере. Мне не только удалось применить свои знания и умения в подготовке ребят по физике, но и познакомиться с проектами предпрофессионального образования, посвятить себя работе с инженерными классами. После конкурса я влился в большую команду столичного образования. Работал в Московском центре технологической модернизации образования, Московском центре качества образования. Работал над проектами предпрофессионального образования в образовательных вертикалях в Городском методическом центре и Институте развития профильного обучения», – вспоминает Марко.
На вопрос о том, каждый ли педагог стремится стать директором, Антон Марко ответил:
«На мой взгляд, в московской системе у педагога есть несколько траекторий развития. И примеры участников конкурса “Педагоги года Москвы” показывают, что педагог может развиваться, оставаясь учителем в школе. Для это создаются все условия – есть высокотехнологичные образовательные пространства, возможности использования и создания собственных цифровых инструментов для реализации и воплощения технологических подходов в организации учебного процесса. Кроме этого, есть замечательные направления, связанные с развитием системы образования содержательного характера. А если педагог чувствует в себе силы на обобщение неких подходов, то, наверное, этот путь – путь методиста – может быть. Управленческий трек тоже остается: мы видим огромное количество примеров, когда педагоги, набрав определенный опыт, имея силы и возможности развиваться, проходят прозрачный и понятный путь карьерной лестницы, становятся заместителями руководителя образовательной организации и в последующем – директорами больших московских школ».
Иван Смирнов стал «Учителем года Москвы» и одним из пяти победителей «Учителя года России» в 2017 году. Сегодня он возглавляет православную гимназию Святителя Василия Великого в Одинцове, но с теплотой вспоминает годы учительства в московском образовании и участие в конкурсе профмастерства.
«Я пришел к работе в школу не сразу. Когда я был школьником и интересовался биологией, мне казалось, что в будущем я выберу все, что угодно, – только не работу в школе. Я поступил в МГУ, на первом курсе стал работать в эколого-биологическом центре – тогда это была станция юных натуралистов. Еще я вел занятия в кружке юных натуралистов и получил хорошую педагогическую практику будучи студентом. На пятом курсе мой друг позвал меня поработать в школе. С каждым годом уроков становилось больше и в какой-то момент, после защиты диссертации в МГУ, я понял, что образование мне не менее интересно, чем работа в науке. Так или иначе оба этих направления у меня сочетаются, но на протяжении последних 10 лет школа – это основное место работы», – рассказывает Иван Смирнов.
Он также рассказал, как влияют такие конкурсы на судьбу педагога:
«Участие в конкурсе много возможностей предоставило для личного развития и открыло новые двери. Одной из самых интересных и необычных возможностей стала экспедиция с Матвеем Шпаро на Северный полюс. После конкурса я вошел в состав Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию и продолжаю участвовать в проектах Корсовета в качестве эксперта. Какое-то время я руководил рабочей группой по развитию научно-популярного туризма, а сейчас являюсь руководителем флагманского проекта – инициативы “Научное волонтерство” Десятилетия науки и технологий».
Не стоит пренебрегать горизонтальным развитием, считает Смирнов:
«У педагога в школе может быть две траектории развития. Когда речь идет о карьерном росте, мы всегда это понимаем в вертикальном плане: учитель – руководитель методического объединения – заместитель директора – директор. И дальше директор может идти в управление образованием на уровне региона и далее. Это путь достаточно интересный. Я, например, после конкурса стал сначала заместителем директора, а сейчас являюсь директором гимназии. Но не стоит пренебрегать и горизонтальным путем развития карьеры. Не все педагоги хотят быть управленцами. Но, накапливая свой интересный профессионально-педагогический опыт, педагогу хорошо бы им делиться. Для этого есть большое количество площадок – такое направление достойно уважения. Я знаю много педагогов, которые продолжают работать в своей школе и при этом являются уважаемыми специалистами по всей стране, на открытых уроках которых собирается полный зал людей».
Евгений Кошелев стал финалистом номинации «Учитель года Москвы» 2018 года, а сегодня работает директором школы № 1210. Кошелев говорит, что хотел стать учителем с детства. Его прадедушка был учителем истории и завучем сельской школы в Беларуси. После окончания 9-го класса Евгений решил поступить в педагогический колледж. Уже с третьего курса стал работать в школе педагогом дополнительного образования. После окончания колледжа пришел в школу № 1210 преподавать историю и обществознание, параллельно поступил в педагогический университет.
В профессиональном развитии педагога Кошелев видит несколько вариантов:
«Есть два варианта развития карьеры педагога. Во-первых, это развитие внутри профессии: следить за тенденциями в образовании, участвовать в реализации городских проектов, становиться экспертом предметной комиссии… Этот список бесконечен, так как образование, как живой организм, который постоянно эволюционирует и дает новые задачи и возможности. Во-вторых, это вертикальный рост – реализация способностей и идей в управленческой команде школы».
Он вспоминает конкурс «Педагоги года Москвы» как момент осознания своей дальнейшей траектории развития:
«Конкурс – это, прежде всего, общение с людьми. Оно помогает открыть новые горизонты как в личностном, так и в профессиональном плане. Для меня выход в финал конкурса – это подтверждение высокого профессионального уровня, после которого пришло понимание, что, реализовавшись как учитель, можно и нужно переходить на новый уровень. После конкурса я целенаправленно прошел аттестацию на руководителя образовательной организации, вошел в управленческую команду школы в качестве заместителя директора и в дальнейшем возглавил школу».
Оглядываясь назад, Евгений Кошелев вспоминает, что для многих участников конкурс стал отправной точкой для профессионального и карьерного роста:
«Интересно наблюдать за их достижениями. Мы часто встречаемся на конкурсных площадках уже в роли экспертов и членов жюри, а с некоторыми у меня сложились теплые дружеские отношения».
Зачем нужно участвовать в конкурсах?
«Мне вспоминается один из наставников, который произнес замечательную фразу о том, что конкурс создает условия, чтобы все качества, которые есть в участнике, проявились, кратно умножив свою сущность. Здесь важно сказать, что это могут быть и хорошие, и плохие качества педагога. С таким напутствием нужно входить в конкурс, – отмечает Антон Марко. – Конкурс – это та самая площадка, на которой каждый из участников может продемонстрировать силы, возможности, заявить о себе как о творческой личности, готовой к решению нетривиальных педагогических задач, к генерации ярких новых интересных идей и их дальнейшему воплощению».
«Благодаря конкурсу я познакомился с замечательными учителями, многие из которых впоследствии стали директорами и заместителями директоров школ, – вспоминает директор школы № 199 Александр Калашник. – С некоторыми из них я продолжаю общаться и сегодня. Например, мой заместитель по содержанию образования и конвергенции Роман Свирин – тоже финалист номинации “Учитель года Москвы” 2018 года».
«Конкурс – это база для формирования профессионального сообщества, он объединяет и мотивирует, дает полезные знакомства. Это лучшее повышение квалификации, которое я проходил, – признается директор. – Конкурс – это вся наша дальнейшая жизнь», – подытоживает он.
Что важно в работе?
На этот вопрос Александр Калашник ответил:
«Если говорить о работе директора – важно сформировать коллектив, который действительно будет работать по ценностям системы московского образования, его нужно только направлять. А в работе педагога важно научить детей не только конкретным предметам, но и базовым жизненным принципам, дать понимание картины мира в целом».
«Главное – быть честным и верить в то, что ты делаешь», – поделился Антон Марко.
Участие столичных педагогов в конкурсах профессионального мастерства повышает их квалификацию и соответствует задачам проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Подготовила Валерия Иванько.