17 апреля в Корпоративном университете состоялся научно-методический семинар «Актуальные вопросы интеграции детей с миграционной историей в российское общество» для слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по русскому языку как иностранному (РКИ).
Темами для обсуждения стали традиции и инновации в методике преподавания РКИ, цифровые технологии и дистанционное обучение, специфика преподавания русского языка детям с миграционной историей. Участникам семинара также был представлен обзор современных учебных пособий.
Учитель русского языка и литературы школы № 19 (г. Рубцовск, Алтайский край) Ольга Кунгурова поделилась опытом работы с детьми, слабо владеющими русским языком. Эксперт отметила языковую ситуацию в школе, в которой она работает: здесь классы состоят преимущественно из инофонов, нежели из детей-носителей русского языка. «У нас больше инофонов, чем билингвов. Они поступают в школу без специальной подготовки и в начале обучения слабо владеют или не владеют русским языком», – рассказала Ольга Николаевна. Эксперт обозначила отсутствие помощи родителей детям-инофонам как одну из существенных проблем при изучении языка и освоении других предметов школьной программы. Чтобы интегрировать таких детей в учебный процесс, школа проводит входной мониторинг-тестирование и начинает обучение через учет ошибок. Среди основных задач обучения детей-инофонов эксперт выделила расширение словарного запаса, обучение нормам орфоэпии, орфографии. Для достижения результатов работа в классе ведется в группах и попарно, детям также предлагают отвечать на вопросы «по цепочке» – это помогает усвоить материал через повторение.
Доцент кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Московского государственного лингвистического университета Ольга Чубарова представила игровые задания и обучающие пособия для детей-билингвов, и в частности рассказала о пособии со страноведческим компонентом для развития речи подростков с уровнем владения русским языком B1.
Директор центра открытого образования МИСИС Ксения Барсегян поделилась со слушателями аналитическим материалом о методиках усвоения иностранного языка детьми-инофонами и рассказала о так называемых «детских стратегиях» изучения языка. Эксперт отметила стихийное и контекстное обучение в условиях коммуникации и взаимодействия детей с ближайшим окружением, отметив влияние общения в семье, с друзьями, товарищами по классу и кружкам дополнительного образования и даже соседями на успехи детей. Эксперт также подчеркнула отсутствие национально-ориентированных методик для обучения детей из разных стран, которых часто объединяют в одну группу, и отметила, что считает такой подход недостаточным и неэффективным для успешного освоения языка.
Заведующая кафедрой профессиональных компетенций Корпоративного университета московского образования кандидат филологических наук Наталия Татаринова также пригласила слушателей семинара на программы дополнительного профессионального образования Корпоративного университета московского образования.