Старт проекта по формированию сообщества «Молодые ученые Москвы», оператором которого стал Корпоративный университет московского образования, торжественно объявлен 20 марта. Начиная с 2023 года талантливую молодежь, решившую посвятить себя науке, ждет насыщенная программа мероприятий, а также нововведения, способствующих развитию и популяризации науки в школе.
«Наш прекрасный город не может развиваться отдельно от науки, разработки ученых становятся частью города, ложатся в основу решений в разных отраслях. Но самое главное, что у нас есть огромная армия школьников, которая нуждается в вас как в наставниках, способных объяснить и продемонстрировать, что такое современная наука, стать примером для подражания. Важно, чтобы, учась в школе, ребята видели, кем они смогут быть, где они смогут работать и как они смогут себя применить, если выберут научную сферу. Очень здорово, что сегодня образовалось сообщество неравнодушных молодых ученых, которые могут взаимодействовать друг с другом и привлекать подрастающее поколение, интегрируя его в научную деятельность», – отметил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков.
Рост интереса к науке через взаимодействие молодого сообщества ученых со школами, вовлечение обучающихся в научную деятельность – одна из основных целей сегодняшнего проекта. В течение 2023 года планируются проводить разнообразные мероприятия – лекции, дискуссии, конференции, лабораторные занятия, круглые столы. Для реализации этих планов молодые ученые приглашаются в школы, где совместно с педагогами смогут организовывать занятия, которые помогут учащимся ознакомиться с навыками научной деятельности и получить поддержку в профессиональном самоопределении.
Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования отметила: «Формирование сообщества «Молодые ученые Москвы» открывает дополнительные возможности для интеграции науки в школу, когда молодые ученые могут взаимодействовать с подрастающим поколением, – читать лекции, проводить совместную исследовательскую работу в старших классах. В системе московского образования нужны научные наставники, представители коллективов исследователей. Корни научных исследований уходят в образование, эти две сферы неразрывно связаны. Московское образование насчитывает около 100 тысяч педагогических кадров, из них полторы тысячи – кандидаты и доктора наук. Необходима поддержка ученых, которые трудятся в системе образования, а именно, – в наших московских школах, ведь одна из важнейших компетенций педагога – исследовательская. Именно педагог-исследователь – это тот специалист, с которым школьники могут сделать свои первые шаги в науке, познакомившись с уникальной культурой и представителями особого мира – мира открытий и исследований».
Сообщество молодых ученых как организованная структура призвано заинтересовать талантливую молодежь, остановить отток ценных кадров за рубеж. Для этого планируется оказание помощи в стартапах, создание системы кооперации научного сектора с бизнес-структурами, поддержка в овладении молодежью процедурами патентования и внедрения научных разработок.
Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию подчеркнул: «Москва занимает лидирующее место в мире по количеству вновь образованных стартапов. Наука молодеет, сегодня около половины российских исследователей – это люди в возрасте до 39 лет. Молодой ученый в настоящих условиях, которые диктует развитие науки и технологий в смежных областях, не может работать в одиночку, поэтому формирование профессионального сообщества очень важно не только для города, но и в масштабах страны. Кроме того, сообщество будет способствовать популяризации науки и привлечению молодежи к научно-исследовательской деятельности».
В программе проекта предусмотрена помощь молодым ученым в саморазвитии через создание профессионального сообщества, организация встреч и выездных мероприятий для общения специалистов из разных научных областей.
В планах создание клуба молодых ученых для коммуникации представителей смежных областей науки. Присутствовавшие на запуске проекта ученые с интересом и энтузиазмом отнеслись к новой инициативе и выразили готовность стать членами клуба и участвовать в мероприятиях сообщества.
Анастасия Успенская, преподаватель химии, МГУ имени М.В. Ломоносова: «Для ученых основная площадка для обмена опытом – это конференции. Но, как правило, чтобы туда прийти, нужно проделать определенную работу и ее презентовать. Без наработанного материала на конференцию попасть сложно. Совсем молодым ученым в формате научного клуба было бы проще высказать свои идеи и услышать коллег. В рамках такого сообщества неплохо было бы иметь собственное научное издание с возможностью публикации статей – ничто так не мотивирует, как значимость и признание своей работы. Что касается взаимодействия ученых со школами, такие занятия нужно проводить не только для школьников, но и для педагогов, чтобы рассказать, что сейчас находится на острие науки, — новые открытия, новые направления. У нас уже есть программы работы со старшеклассниками. Дети приходят в научную лабораторию и видят, что такое исследовательская работа, и кто такие ученые. Мы даем им прикоснуться к оборудованию, у них масса впечатлений, им очень интересно попробовать себя в этой сфере».
Станислав Петров, научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, Лаборатория биологически-активных органических соединений: «Сейчас на острие науки находятся междисциплинарные проекты, которые включают и химию, и биологию, и физику. За ними будущее. Узкодисциплинарные проекты довольно сложно развивать, так как уже большое количество работ было сделано в этой области. Для молодых ученых также важна будет помощь в патентовании, поскольку всем нам важно видеть результат своей работы. Не только само изобретение, но и права на интеллектуальную собственность».
Алексей Мишин, старший научный сотрудник, Московский физико-технический институт: «Интересно и актуально развитие каналов коллаборации между учеными, также популяризация науки в школе. По поводу патентования – необходимо сообщество, состоящее из узких специалистов, которые могли бы помогать с патентованием в специализированных областях науки. Нужен опыт и консультирование профессионалов, которые одновременно являются и юристами, и специалистами в той или иной области науки».