Слушателями программы повышения квалификации стали магистранты, аспиранты, молодые преподаватели колледжей, вузов и учителя школ, которые ведут с учениками научные проекты.
Лекционный материал они изучали онлайн, а затем закрепляли полученные знания на очных практических занятиях. Учебная и научная коммуникация в школе, организация исследовательской и проектной деятельности, научное знание в структуре школьной программы, навыки лидерства в образовании и науке – все темы, по отзывам участников, были актуальными и полезными для работы со школьниками.
Своим опытом с молодыми коллегами делились руководители и лучшие специалисты Москвы, успешно работающие в сфере педагогики, психологии, методики преподавания.
«Мотивированному ученику должен соответствовать мотивированный и подготовленный учитель, поэтому мы создаем такие условия, чтобы и учитель, и ученик как бы росли друг за другом, но учитель всегда на шаг-два опережал познания своего ученика», – уверен директор Бауманской инженерной школы № 1580, доктор технических наук профессор Сергей Граськин.
Директор Центра открытого образования НИТУ МИСИС Ксения Барсегян рассказала, как организовывать исследовательскую деятельность школьников, в том числе затронула тему искусственного интеллекта: «Мы видим, что пока ни о какой глобальной цифровизации наших рутинных задач речи не идет, скорее это некоторая автоматизация в проверке домашних заданий».
Сегодня повсеместно используются проектные технологии, в том числе и в образовании. Заместитель директора по научной работе Института русского языка РУДН Лилия Алимова считает, что школьному педагогу полезно применять так называемую scrum-методику.
«Приведу пример как историк, поскольку преподаю историю. Необходимо сформулировать для учеников простейшие учебные задачи, чтобы они разнообразно действовали. Кто-то презентацию подготовит, кто-то текст научный напишет, который можно записать в форме подкаста… Все это позволяет разнообразить изучение материала, используя современные информационные средства – не назову их технологиями, но это то, что любят современные школьники. Потом этот результат можно представить, например, в формате коллективного обсуждения, диспута. То есть scrum-методика – это форма коллективной работы», — объяснила Лилия Алимова.
После окончания обучения выпускники программы повышения квалификации поделились своими впечатлениями.
«Программа понравилась однозначно, к примеру, сегодня на одном из мастер-классов мы говорили об инструментах искусственного интеллекта, который облегчает работу преподавателя, помогает в организации уроков, и с некоторыми сервисами до этого я не была знакома. Теперь, конечно же, буду внимательно их изучать и внедрять в свою работу», – отметила Дарья Семенова, преподаватель русского языка.
«Не было дня, когда хотелось, чтобы занятия быстрее закончились, – заявил учитель математики школы № 2051 Игорь Киречук. – Всегда после окончания учебы я уходил не с готовыми решениями, а с открытым вопросом – как я могу это применить». По словам учителя математики, неожиданно вдохновляющими были лекции о Пушкине: «Я был в Петербурге много раз, был в лицее, но никогда не интересовался детально биографией Александра Сергеевича. Интересный опыт директоров Царскосельского лицея – индивидуальный подход к каждому ученику, каждому лицеисту, какие-то надежды на них или наоборот…».
Большинство слушателей учились в педагогических вузах, где изучали психологию школьника. Однако в своей повседневной деятельности учитель больше концентрируется на обучении своему предмету, а психология уходит на второй план.
«Мне показалась полезной информация про психологию ребенка, сделала для себя такой акцент, что нужно обратить внимание на ребят, у которых не получается сделать задание, потому что им сложно выступать, или взаимодействовать с классом, с учителем, буду больше обращать на это внимание. Считаю, что курс полезен учителям разных предметов, потому что не сконцентрирован на какой-то одной дисциплине. Педагог – человек социальный: нельзя просто преподавать предмет, нужно еще понимать, как общаться с детьми, как общаться в коллективе», – рассказала Диана Тиян, медиапедагог школы №7.
Программа повышения квалификации «Преподавание. Совершенствование профессиональных компетенций современного педагога» проведена в рамках Университета молодого ученого, организованного для столичных исследователей и преподавателей.
Университет молодого ученого – одно из направлений проекта «Формирование сообщества молодых ученых Москвы» столичного Департамента образования и науки. Оператор проекта – Корпоративный университет московского образования.