Директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая вместе с экспертами подводят итоги форума «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация».
С 7 по 12 ноября в Москве прошел IX Педагогический форум «Кадры московской школы»: мотивация, навигация, коммуникация».
Участниками форума стали более 5200 человек – руководители образовательных организаций, педагоги-новаторы и педагоги-практики, преподаватели вузов, общественные деятели, представители органов управления образования, издательств.
В работе форума приняли участие представители ведущих российских предметных ассоциаций, Городского методического центра, Городского психолого-педагогического центра, Московского центра качества образования, а также преподаватели 10 российских вузов – МГИМО, МГПУ, МПГУ, МГОУ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, МАИ, МГЛУ и др.
За шесть дней работы состоялось более 30 мероприятий в очном и онлайн-форматах: дискуссии, проблемно-аналитические и проектировочные семинары, сессии, мастер-классы, круглые столы, секции, презентации передового педагогического опыта.
На сайте форума каждый участник мог зарегистрироваться, получить электронный бейдж, записаться на интересующее мероприятие и в своем личном кабинете поделиться впечатлениями.
«Впервые форум получил постоянную онлайн-площадку с презентационными материалами, на котором каждый педагог имеет доступ к трансляциям, обмену мнениями, обсуждению вопросов, которые звучали на мероприятиях. Для Корпоративного университета форум стал важным событием для актуализации содержания программ повышения квалификации. Мы внимательно изучим и, проанализируем прозвучавшие предложения, те дефициты, которые ощущает педагогическое сообщество. Они будут положены в основу программ повышения квалификации. Уже сейчас понятно, что среди них будут программы по обучению территориальному лидерству, преподаванию истории родного края, подготовке специалистов медиасферы. Более 50 000 онлайн-просмотров наших мероприятий говорит о высоком интересе к прозвучавшим на форуме темам. Я уверена, что Педагогический форум сохранит статус традиционного мероприятия, и к этим актуальным вопросам мы еще не раз вернемся», — подчеркнула директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.
«Ассоциация – объективно серьезный канал взаимодействия с педагогическим сообществом, активное звено в реализации образовательной политики города. Учительское сообщество способно и должно участвовать в поддержке и продвижении лучших методик, участвовать в формировании дополнительных профессиональных компетенций педагогического сообщества», — заявила руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова.
Эксперты обсудили ключевые для педагогического сообщества вопросы обновления методик обучения, повышения квалификации, подготовки новых востребованных кадров, создания современной образовательной среды. Большой отклик у педагогов вызвали мероприятия по наставничеству, территориальному лидерству, преподаванию истории Москвы, развитию школьных библиотек, инженерного образования, подготовке учителей истории и обществознания, математики и другие темы.
Москвоведение – отдельный предмет или модуль в истории, географии, литературе? В рамках форума обсудили, как вернуть москвоведение на достойное место в школы, колледжи и вузы, в науку. Эксперты секции пришли к выводу о необходимости объединения усилий учреждений культуры, школ, вузов для продвижения этого направления.
«Сейчас москвоведение присутствует только в дополнительном образовании, хотя многие регионы пошли по другому пути и в их обязательной школьной программе есть уроки, связанные с историей своего края. Пока наша дискуссия не пришла к какому-то окончательному выводу. Я прекрасно понимаю моих коллег-педагогов и директоров школ, которые напоминают, что ученики и так перегружены. Тем не менее я думаю, что точку пока ставить рано, нужно рассматривать разные варианты. Москвоведение должно жить», – подчеркнул заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель рабочей группы по вопросам москвоведения и развитию Парламентской библиотеки МГД Степан Орлов.
Чему учителя разных поколений могут научить друг друга? Идея реверсивного (обратного) наставничества обсуждается в Москве около года, и за этот период сложилось заинтересованное к новой модели сообщество людей.
«Результатом работы секции стало начало создания модели – интерактивной схемы в виде ментальной карты, на которой представлено круговое проектное взаимодействие представителей разных поколений, иногда педагогических и иных династий, работающих и обучающихся в одной школе, с обязательным учётом экспертной позиции молодых специалистов, студентов педвузов и учеников старших классов и основной школы. Минимизация рисков цифрового и, что важнее, культурологического разрыва между поколениями – важное направление развития столичного образования», — заявила доцент дирекции образовательных программ МГПУ Ольга Мачехина.
Участники форума отметили, что профессиональное взаимодействие внутри образовательной организации, выстроенное на началах доверия и справедливости, позволяет не только преодолеть существующие проблемы коммуникации участников образовательных организаций, но и устранить одну из главных причин неуспешности учеников — эмоциональное выгорание педагогов.
Учителя-словесники предлагают восстановить в Москве централизованную систему повышения квалификации учителей русского языка и литературы, которая не только могла бы сплачивать педагогические активы города, но и создавала бы прочный задел для обеспечения высокого качества школьного филологического образования. Учителя также предложили провести каталогизацию и ревизию общегородских проектов, направленных на популяризацию русской словесности среди молодёжи, что позволило бы в дальнейшем более эффективно привлекать педагогов и учеников к участию в массовых мероприятиях.
Обновление содержания образования, образовательных практик и форм обучения порождает методологические и методические вызовы, которые мотивируют к профессиональному развитию учителя истории и обществознания. Эксперты форума запланировали провести городскую конференцию по подготовке к сдаче ГИА-11.
Главный вывод, к которому пришли абсолютно все слушатели секции библиотек – школьная библиотека нужна детям.
«Причём просторная и желательно в каждом здании учебного комплекса. Также при всеобщей цифровизации справедливо сохранить вариативность книги в виде печатного издания путём небольшого, но непрерывного пополнения основного фонда школьных библиотек современной художественной литературой, желательно из централизованного источника или по аналогии с комплектованием учебного фонда», — отметила президент Ассоциации библиотекарей образовательных учреждений города Москвы Елена Яновская.
По итогам круглого стола «Инженерное образование — вызовы времени» было решено провести серию вебинаров для школ по установке отечественного ПО КОМПАС на операционную систему Linux, а также организовать взаимодействие ассоциации с центром развития углубленного и профильного образования Группы Компаний «Просвещение».
Учителя информатики в настоящее время готовят инженерные классы, ведут занятия для проектов «IT-полигон», «IT-вертикаль», для которых, помимо стандартной программы, надо преподавать специфические курсы, такие как: робототехника, 3D моделирование, прототипирование, схемотехника, искусственный интеллект, Big Data и т.д. Для такого количества программ учителей информатики не хватает, и эксперты секции предложили обратиться к вузам для привлечения преподавателей на эти спецкурсы.
Спикеры круглого стола по математике пришли к выводу, что курс математики одиннадцатого класса устроен так, что во втором полугодии происходит повторение пройденных тем и закрепление базовых навыков, необходимых для продолжения образования в вузе или их применения в жизни. В этом отношении сам ЕГЭ по математике, как профильного, так и базового уровней, является содержанием для организации повторения.
«У учителей математики Москвы есть много качественных инструментов для того, чтобы каждый выпускник школы получил возможность пройти разноуровневый и полноценный курс повторения в своей школе. Это материалы МЭШ, открывающиеся в скором времени ресурсы гиперматики, хорошо зарекомендовавшие себя в подготовке ребят к диагностике по функциональной грамотности, и практикумы», — рассказал Председатель ассоциации учителей математики города Москвы Павел Самсонов.
Обеспечить непрерывность изучения предмета «Технология» с 1 по 11 класс, подготовить Московскую олимпиаду школьников по технологии, способствуя привлечению к техническому творчеству школьников всех возрастов – к таким выводам пришли участники секции «Современные направления развития технологического образования».
Необходимо поддерживать конкурентоспособность химии среди наук и технологий. Существенную роль в этом процессе играет актуализация предметных знаний с позиции профилизации, углубления изучения химии в медицинских и инженерных классах, реализация предметных проектов и конкурсов. Участники секции пришли к выводы, что Государственная итоговая аттестация является одним из индикаторов качества школьного химического образования. Таким образом, необходимо организовывать подготовку к ГИА на основе системных и глубоких знаний по предмету.
Значение биологии возрастает с каждым годом. Важнейшую задачу обучения учителя видят в создании устойчивой мотивации школьников к процессу обучения, развитии познавательного интереса к предмету «биология» и навыков самостоятельной работы, а также повышении профессионального мастерства учителей с помощью современных педагогических технологий.
На секции Ассоциации учителей искусства обсуждались актуальные вопросы художественного образования: взаимодействие и сотрудничество всех сфер образования, использование инновационных технологий, методы и формы работы с детьми. Участники отметили, что консолидация учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры и педагогов дополнительного образования в рамках Ассоциации будет способствовать реализации целей и задач художественного образования на современном этапе социокультурного развития общества.
Участники секции поддержали инициативу Ассоциации в совершенствовании работы по физической культуре и спорту, одобрили внедрение в содержание программ по физической культуре новых видов спорта с публикацией учебно-методической литературы в Издательстве «Просвещение». Учителя физической культуры договорились продолжить работу по дальнейшему внедрению новых форм оценки качества обучения, поддержать инициативу Министерства просвещения о введении начальной военной подготовки (НВП) в старших классах.
Участники форума делились на сайте мнениями и впечатлениями о мероприятиях.
«Огромное спасибо, что форум состоялся. Это важное мероприятие, которое способствует развитию Московского образования. Обсудили насущные вопросы, и главное — это общение вживую, его московским учителям не хватает», — прокомментировала участница форума Александра Филатова.
«Искренние слова благодарности организаторам и спикерам форума. Почерпнула много полезного, что обязательно буду применять в своей работе. Две секции для учителей начальных классов проходили не в форме «сухих» лекций, это была связь, взаимообмен. Полезные знания, опыт и профессиональное общение! На практике учились находить ошибки и исправлять их. Всех Вам благ! И огромное спасибо за марафон!», — поделилась Светлана Сапёрова.
Партнерами форума выступили Высшая школа экономики, Московский городской педагогический университет, Московский центр качества образования, MediaLabTeam, Международная ассоциация студенческого телевидения, Московский Центр «Патриот.Спорт», Обрсоюз.
Записи трансляций мероприятий доступны на сайте форума.
Благодарим всех участников, партнеров и экспертов за интересные и яркие дискуссии! До встречи в следующем году!