На развитие системы московского образования оказывали влияние выдающиеся педагоги – новаторы, теоретики и практики, создававшие новые формы обучения, методики образования и воспитания, работы с детьми.
Одной из знаковых педагогических династий столицы, оказавших влияние на обучение детей в области изобразительного искусства, стала семья Щербаковых.
Ее родоначальник – Всеволод Сергеевич Щербаков (1904–1963) – художник и педагог, был пионером в разработке содержания и методов внешкольной работы с детьми и подростками в области изобразительного искусства и одним из первых организаторов изостудий. Первая из этих студий в Москве начала работать под его руководством в тридцатых годах в Бауманском районе. Его сын Алексей продолжил дело отца.
Всеволод Сергеевич Щербаков
Алексей Всеволодович Щербаков
Внучка, Мария Щербакова – художник по образованию, стала учителем английского и французского языков в Школе № 1034. Мария рассказала, как создавалась система творческого обучения детей, и какие методики обучения, разработанные ее дедом и отцом, актуальны и в настоящее время.
Начиная с 1930-х годов и до конца жизни, интенсивная педагогическая работа Всеволода Сергеевича сочеталась с творчеством, с работой на студиях «Мультфильм», «Диафильм» и в кукольных театрах.
И деда, и отца увлекали идеи художественного образования и воспитания, так как их волновали проблемы приобщения к искусству подрастающего поколения, воспитания детей и подростков посредством искусства. Педагогика была неотъемлемой частью их творческой жизни.
Всеволод Сергеевич Щербаков с учениками
Алексей Всеволодович Щербаков с учениками
Среди его учеников такие художники, как заслуженный художник РФ Леонид Баранов, заслуженный работник культуры РФ Алексей Владимиров, художник-искусствовед, моя мама Ирина Болотина и многие другие.
Всеволод Сергеевич считал главным качеством учителя искусства способность произвести анализ рисунков ученика, чтобы определить зрелость его художественного видения и степень своего вмешательства в процесс создания работы, при этом обратить внимание ученика на самое существенное в предмете. Он говорил о рисунке ученика, как о документе, «свидетельствующем о состоянии мышления и восприятии учащегося на данном этапе». «Развить душевные силы ученика, его волю, творческое внимание, пробудить стихию творчества – в этом заключается задача творческого воспитания. Возможно, что она должна решаться индивидуально. Первой задачей должно стать воспитание творческого внимания», – писал В.С. Щербаков. Педагогическое наследие В.С. Щербакова было опубликовано в 1969 году издательством «Просвещение» в книге «Изобразительное искусство. Обучение и творчество».
Всеволод Сергеевич Щербаков на пленэре
Алексей Всеволодович продолжил дело Щербакова-старшего. Он руководил изостудией дома пионеров Краснопресненского района Москвы, защитил диссертацию по художественному творчеству подростков и обучал аспирантов.