О прошлом, настоящем и будущем школьного учебника шла речь в издательстве «Просвещение», где 6 марта состоялось очередное мероприятие Клуба полезного досуга. В программе вечера были лекции, экскурсия по музею издательства и посещение технологически оснащенных классов – дошкольного, инженерного и медицинского.
Встреча началась с лекции «Эволюция российского учебника, факторы, определяющие его современное состояние, тенденции развития отечественного учебного книгоиздания», на которой Максим Антошин, эксперт ГК «Просвещение» осуществил экскурс в историю, рассказав, как закон о печати 1990 года повлиял на книгоиздание, в частности, на учебную литературу, как возникла и к чему привела вариативность школьной литературы, как западный опыт отразился в формировании концепции современного российского учебника.
Вторая лекция «Мультибук. Будущее ближе чем кажется!» методиста-эксперта Ольги Плечовой была посвящена инновационному учебнику, апробация которого начнется уже в мае 2023 года. Учителя узнали, что такое мультибук, как им пользоваться, какие новые возможности он содержит как для педагогов, так и для учеников, как он поможет в освоении учебного материала, решит проблему списывания готовых домашних заданий.
После лекций учителей ждала экскурсия, в ходе которой они познакомились с историей издательства и его продукцией от истоков и до наших дней, собранной в музее. Здесь представлены книги, которые выпускались с момента основания издательства в 1930 году, когда оно называлось УчПедГиз. Интересно, что дети того поколения по-разному расшифровывали это название, например: «учитель пения едет домой голодный и злой». Буквари, азбуки, среди которых учебники, выпущенные для обучения малых народов – нанайских, ненецких, мансийских, эвенкских и корейских школ. В экспозиции – довоенные и военные учебники, макет первой книги издательства «Поход за грамоту», стол с зеленым сукном, за которым работала Надежда Крупская.
Далее гостей ждал интерактив. Сначала они оказались в технологически оснащенном классе для дошкольников, в настоящей сказке для малышей, где дети могут сами конструировать игровое пространство, менять его форму с помощью мягких модулей. В инженерном классе для учеников средней школы учителей поприветствовали роботы. Дуэт роботов сортировал кубики: первый ставил их на конвейер, второй раскладывал по цветам, иногда путая синий и зеленый. Здесь же робот-помощник, способный поднимать предметы любого веса, перемещал по столу бумаги, книги и мобильные телефоны.
Кульминацией встречи стало посещение медицинского класса и знакомство с его творческим хозяином – биологом Александром Мерщиевым, руководителем образовательных проектов «Академии Просвещение». Биолог предложил желающим сделать электрокардиограмму, не ложась на кушетку, а также принять участие в изучении строения мышц и внутренних органов на специальной отечественной цифровой установке «Пирогов», названной в честь выдающегося ученого и врача.
«Наша цифровая установка позволяет изучать в виртуальном пространстве мышцы и органы. Мы можем наглядно сравнить здоровую и больную печень, провести диагностику поджелудочной железы», – пояснил Александр Мерщиев.
Он рассказал о новейших цифровых лабораториях для школ, дающих возможность проектной деятельности на уроках биологии, химии, физики. Она позволяет проводить урочную демонстрацию, лабораторные работы, за считанные минуты показав многое.
«Мы как дети слушали специалистов, открыв рот, не хотелось уходить. Настолько подача материала может быть интересной и захватывающей!» – делились впечатлениями педагоги по окончании встречи. И было чему удивиться: за полтора с часа узнать столько нового и даже принять участие в медицинском эксперименте!
«Мероприятие на очень высоком уровне, отлично организовано. Думала, что с моими девятиклассниками мы уже везде побывали, но, оказывается, нет, надо обязательно их привести в «Просвещение». Огромное спасибо Корпоративному университету за идею, за эту познавательную встречу, на которой было интересно абсолютно все», – рассказала Елена Воронина, учитель английского языка.