Корпоративный университет московского образования посетили 47 зарубежных преподавателей русского языка, представляющие 18 стран.
8 сентября лауреаты XXIII Международного Пушкинского конкурса, организованного редакцией «Российской газеты» при поддержке Правительства Москвы, посетили педагогическую мастерскую «Русский язык: методики и инструменты обучения», прошедшую в рамках Года педагога и наставника.
Лауреатов Пушкинского конкурса поприветствовала директор Корпоративного университета московского образования, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Маргарита Русецкая. Она отметила, что качество преподавания русского языка для каждой московской школы является приоритетным вопросом. Именно в Москве разрабатывались первые программы обучения русскому языку как иностранному.
«Вопросы преподавания русского языка самым разным детям всегда были в центре внимания нашего университета. Безусловно, для наших ребят, для тех, кто учится в московских школах, русский язык – это язык обучения и воспитания. Качество владения русским языком во многом определяет социокультурную адаптацию и академическую успешность каждого ученика, а в дальнейшем — и возможность выбора профессии. Поэтому подготовить московского педагога так, чтобы он к каждому ребенку нашел свой, индивидуальный подход в обучении русскому языку и литературы – это наша важнейшая задача», – отметила Маргарита Русецкая.
Начальник Учебного центра Корпоративного университета Нина Тишина выступила с докладом «Система совершенствования профессиональных компетенций педагогов, обучающих русскому языку как иностранному», познакомила зарубежных русистов с различными программами обучения педагогов по русскому языку как иностранному.
Заведующая кафедрой профессиональных компетенций Корпоративного университета Наталия Татаринова подчеркнула, что современный педагог должен обладать самыми разными компетенциями: прекрасно говорить по-русски, владеть IT-технологиями и использовать виртуальное пространство и онлайн-ресурсы на уроках, быть тонким психологом, заниматься наукой, чтобы быть в курсе основных направлений и принципов методики преподавания русского языка как иностранного.
«Социокультурная адаптация – процесс активного приобретения навыков и знаний, усвоение учащимися основных норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности. Отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции у иностранцев, изучающих русский язык, является причиной возникновения ошибок, которые могут нарушить ход общения между представителями разных лингвокультур. Мы должны готовить педагогов, владеющих разными методиками обучения», – отметила эксперт.
Преподаватель Корпоративного университета Тамара Каличкина рассказала лауреатам Пушкинского конкурса о различных формах развития речи и речевой импровизации, в том числе, как скороговорки, игры помогут преодолеть волнение и боязнь публичных выступлений, а также тренировать командную работу. Доцент кафедры РКИ МГЛУ и автор книг Ольга Чубарова представила разнообразные учебные пособия и учебники для обучения русскому языку как иностранному.
В завершение педагогической мастерской зарубежным русистами торжественно вручили сертификаты Корпоративного университета.
Лауреаты Пушкинского конкурса поделились своими впечатлениями от знакомства с новыми методиками. Асгар Годрати преподает русский язык в тегеранском Университете имени Алламе Табатабаи в Иране.
«Мы познакомились с новыми, интерактивными методами обучения русскому языку. Многие классические методы устарели, современные студенты хотят быстрее заговорить, выучить русский язык. Сегодня я узнал много нового и буду обязательно использовать новые методы на занятиях», – отметил иранский русист.
Программой пребывания русистов в Москве предусмотрены культурные и образовательные мероприятия, итогом станет церемония награждения лауреатов Пушкинского конкурса.
Саянэ Балданова, преподаватель Муданьцзянского педагогического института в провинции Хэйлунцзян (Китай), готовит будущих переводчиков, учителей русского языка.
«Именно такой формат нам, преподавателям, очень нужен. Не только праздник, но и элемент учебы должен присутствовать в нашей программе. Очень приятно было познакомиться с преподавателями, настоящими профессионалами, которые интересно рассказали о своих методических разработках, изюминках. Я уже кое-что использую из того, что нам показывали, и, конечно, приобрела для себя новые технологии», – поделилась преподаватель.