Погрузиться в прошлое, будто на машине времени, в мир Пушкина, Толстого, Булгакова, Есенина московские педагоги смогли, прогулявшись теплым солнечным днем по Пречистенке. Здесь каждый дом – памятник архитектуры, хранящий историю города и воспоминания о его выдающихся жителях.
Пешеходная экскурсия, организованная Клубом полезного досуга, стартовала 25 апреля от одного из старейших зданий Корпоративного университета московского образования, расположенного в Пречистенском переулке. Вопрос о возвращении москвоведения в школы и стал поводом собрать экспертов-краеведов и педагогов для участия в познавательном мероприятии, где им предстояло услышать много интересных фактов об истории этого района.
Собравшихся на экскурсию гостей приветствовала инициатор Клуба полезного досуга, директор Корпоративного университета Маргарита Русецкая.
![Русецкая_МН_портрет Русецкая_МН_портрет](https://corp-univer.ru/wp-content/uploads/2023/04/_МН_портрет-e1680684230528-125x125.png)
«Я рада, что одно из мероприятий нашего Клуба для учителей, для педагогов, для тех, кто интересуется городом, историей, вопросами культуры, – краеведческое. Мы открываем это направление мероприятием, организованным по инициативе Общественной палаты. И мы подумали, что очень правильно разговор о краеведении начать с традиционного краеведческого формата – пешеходной экскурсии. Когда ты сам можешь пройти, послушать и посмотреть, наконец, задуматься о том, что же такое краеведение, понять, что это не просто страницы пыльных книг на полках архивов. Это каждый район, улица, двор, дом, хранящие историю», – отметила Маргарита Русецкая.
Экскурсию по Пречистенке, богатой не только архитектурой и историей, но и литературным прошлым, провела Светлана Камышева, кандидат филологических наук, специалист в сфере государственной языковой политики. Ее рассказ переносил слушателей из допетровской России в XVIII век, а затем, делая остановку во временах Пушкина, двигалась дальше в Серебряный век и оттуда – в Советскую Россию. Иногда века перемежались, IX век следовал за XX, и калейдоскоп людей и историй оживлял улицы, дворы, здания района Пречистенки.
На прогулке гости узнали, что в старой Москве этот район назывался Чертолье. Но поскольку по нему шла дорога с однокоренным названием к Новодевичьему монастырю, решили, что негоже ездить к святыне – иконе Смоленской Божьей матери – по улице со столь неблагозвучным именем, и государь Алексей Михайлович переименовал ее в Пречистенскую. В разговорной речи москвичей она быстро превратилась в Пречистенку и так ею и осталась.
В соседнем доме от Корпоративного университета по адресу Пречистенский переулок 5А располагался — дом-мастерская Веры Мухиной, знаменитого на весь мир скульптора, где она жила последние шесть лет жизни. В юности она училась в Париже и брала уроки у ученика Родена – скульптора Бурделя. Мировую славу Вере Мухиной принесла скульптура «Рабочий и колхозница», в основу которой легли образы античных фигур. Скульптура украсила павильон СССР на Всемирной выставке в Париже.
![chat_grey_2.png chat_grey_2.png](https://corp-univer.ru/wp-content/uploads/2023/05/chat_grey_2.png-75x75.jpg)
«Чего только не говорили про эту скульптуру… Так, Сталину сообщили, что в юбке (!) колхозницы просматривается лик Троцкого и потому везти ее на выставку нельзя, – рассказала Светлана Камышева. – В итоге Сталин сам приехал осматривать скульптуру и после того, как лик Троцкого не был обнаружен, «Рабочий и колхозница» поехали в Париж, а Вера Мухина стала мировой звездой».
Когда ей предложили мастерскую на Пречистенке, она была счастлива. Слева жилая часть, справа оранжерея и мастерская. В доме был сделан уникальный пол — в паркет вмонтирован вращающийся круг. А на втором этаже внутренний балкон (антресоль с балюстрадой), с которого скульптор могла смотреть на своё искусство со всех ракурсов. Теперь в жилой половине дома живет Марфа — внучка Веры Мухиной, искусствовед.
![chat_grey_2.png chat_grey_2.png](https://corp-univer.ru/wp-content/uploads/2023/05/chat_grey_2.png-75x75.jpg)
«Район Пречистенки уникален тем, что здесь нет двух одинаковых домов. И каждый хозяин дома — отдельная статья в энциклопедии, – отметила Светлана Камышева. – Здесь нет ни одного дома, где не было бы Пушкина, в каждом из них поэт когда-то побывал в гостях».
Здесь жил Николай Островский, а Пречистенский переулок носил его имя, здесь снимал квартиру Гоголь, по этим улицам ходил Салтыков-Щедрин.
Особняки по адресу Пречистенский переулок, дом 10 (дом Якунчиковой, 1900 год) и дом 8 (особняк Гутхейля, 1902 год) были построены Вильямом Валькотом, модным архитектором начала ХХ века, работавшим в стиле модерн. Асимметрия, решетки, закругленные детали, волны в стиле ар-нуво, майолики характеризуют два этих дома, а еще чудесные женские головки, венчающие ворота. Интересно, что в советские времена в доме 8 располагался Центральный дом вожатых. Теперь здесь находится посольство Марокко.
Дальше вместе с экскурсоводом гости перенеслись в мир Булгакова, увидели здание, рядом с которым Шарик из «Собачьего сердца» угощался краковской колбасой, и знаменитый дом №13, где в квартире на последнем этаже Кот Бегемот раскачивался на люстре. Сейчас там располагается один их самых дорогих пентхаусов в Москве, где сохранилась люстра времен Булгакова.
Улица хранит московские истории и легенды. Здесь булочник Филиппов, в выпечке которого важным чиновником был найден таракан, съел его, заявив, что это изюм, и с этого момента стал выпекать знаменитые булочки с изюмом. А самоотверженный хирург Дуброво спас девочку от дифтерии ценой собственной жизни. Реальность переплетается с вымыслом, реальные люди с книжными героями, и вот уже дом, где, по легенде, проходил бал Воланда, на котором Маргарита пила кубок с кровью. А по Чистому переулку Наташа Ростова и Соня шли от дома своей тетки на службу в храм Успения Пресвятой Богородицы «что на Могильцах».
А вот дом с кованым балконом по адресу Пречистенка, 20. Здесь в течение трех лет жила Айседора Дункан, сюда после венчания она приехала с поэтом Сергеем Есениным, которого любовно называла «золотая голова». В этом доме знаменитая балерина устраивала просмотры и отбирала талантливых девочек для обучения. Однажды Дункан обнаружила, что многие из ее воспитанниц голодают, тогда знаменитая танцовщица обустроила здесь же спальни, дав юным дарованиям кров и свою поддержку. «Я научу вас танцевать солнце и ветер, обнимать звезды», – говорила она начинающим танцовщицам. По Москве ползли слухи, что в доме есть сокровища. Однажды Есенин проснулся и увидел фигуры с фонарями. Это оказались жулики, с которыми поэт разобрался по-мужски, даже в полицию обращаться не пришлось.
В доме 17 по Пречистенке с 1835 года проживал Денис Давыдов.
![chat_grey_2.png chat_grey_2.png](https://corp-univer.ru/wp-content/uploads/2023/05/chat_grey_2.png-75x75.jpg)
«Сначала он пребывал в эйфории от масштабов и роскоши особняка, но вскоре понял, что ему сложно содержать этот дом, – рассказала Светлана Камышева, – к тому же ему не нравилось, что напротив находится пожарная каланча, и постоянно звучит тревога. Покупателей не нашлось, и тогда Денис Давыдов написал шутливый стишок с просьбой купить у него дом, а Пушкин это необычное объявление о продаже опубликовал. Но и это не помогло, дом так и остался у Давыдова».
Экскурсия для педагогов завершилась в храме Успения Пресвятой Богородицы «что на Могильцах», где отец Василий рассказал интересные факты из истории церкви. Учителя узнали, что слово «могильцы» обозначает не могилы, а в переводе со старославянского языка – «холмы». Храм в конце XVIII века построил Николя Легран – главный архитектор Москвы на тот момент. Это уникальный двухколокольный храм, второго такого в городе нет. До наших дней сохранилась единственная фреска, расположенная под куполом церкви, и предел Святителя Николая, который чудом уцелел после разорения храма французами в 1812 году. Эта церковь примечательна и тем, что нашла отражение в русской литературе – романах Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», произведениях Салтыкова-Щедрина и Гоголя.
В ходе двухчасовой пешеходной экскурсии благодаря талантливому экскурсоводу «машина времени» переносила гостей из эпохи в эпоху. Лица, образы, сюжеты встречались на их пути, невероятные и вполне реалистичные истории открывались за молчаливыми фасадами зданий, каждое из которых становилось одушевленным персонажем, участником и свидетелем эпохи.