Семинар для директоров школ «Реализация проекта «Медиакласс в московский школе» в 2023/2024 учебном году» состоялся 30 июня в МИА «Россия сегодня». Он стал завершающим в цикле мероприятий, посвященных проекту предпрофессиональных классов. Ранее руководители столичных общеобразовательных организаций обсуждали на семинарах организацию инженерного, медицинского, психолого-педагогического, предпринимательского и IT-классов.
На мероприятии, организованном Департаментом образования и науки города Москвы и Корпоративным университетом московского образования, состоялись выступления экспертов-практиков из сферы массовых коммуникаций и мастер-классы директоров школ, которые поделились опытом успешной реализации городского проекта.
Спикеры семинара единодушно подчеркнули, что навыки медиакоммуникации пригодятся выпускнику любой профессии, так как они универсальны. Не так важно умение пользоваться инструментарием, который в быстро меняющемся мире мгновенно устаревает, как общий уровень культуры медиаспециалиста.
Креативный продюсер ГПМ КИТ Георгий Рюмин» отметил, что в медаиндустрии приобретают все большее значение креативность, навыки сторителлинга и эмпатия:
«Креативность не является врожденной. Она возникает у людей, которые больше видели, слушали и рассуждали на ту или иную тему. Поэтому основополагающая задача в процессе обучения молодых ребят – обогащать их эстетическим опытом. Из него формируется вкус, а из вкуса – надежный моральный и этический выбор. В формировании этого опыта помогут киноклубы, книжные клубы, потому что это начитанность, насмотренность и наслушанность. Важно, чтобы специалисты, которые к нам приходят, имели глубину, так как основная проблема современного медиаконтента заключается в том, что он мелкий. Важно также научить ребят навыкам сторителлинга: нет ничего надежнее, чем истории и умение их рассказывать и критически осмысливать, отличать хорошие от плохих. Это умение – лучшее, чему вы можете научить своих детей. Наконец, важно формирование в молодом человеке эмпатию – умение сопереживать человеку, событию, месту. Благодаря эмпатии появится та самая глубина, о которой я уже сказал».
Ведущий ТК «Россия 24» Роман Плюсов согласился с тем, что навыки строрителлинга действительно выходят в сфере медиакоммуникаций на первый план, нет скучных сюжетов, из любой бытовой темы можно создать интересную историю. Он также подчеркнул, что медиаграмотность важна в любой сфере, и пояснил, каким навыкам нужно в первую очередь обучать школьников в медиаклассе:
«Важно научить ребят разбираться в потоке информации, научить отличать правду от фейков, уметь анализировать, понимать разные интерпретации одного и того же факта – это в широком смысле. В узком смысле – научить дисциплине, вовремя и во всеоружии приходить на встречу. Научить вежливости в общении и в переписке. Научить находить нужный телефон, не бояться звонить просто незнакомому или статусному человеку».
Заведующий лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ радиоведущий Александр Милкус высказал мнение, каким знаниям и навыкам важно обучать в медиаклассах:
«Выпускник медиакласса должен иметь начальную медийную специальность. Многие школы к этому готовят в содружестве с колледжами. За два года в медиаклассе мы можем дать возможность выпускнику выйти на рынок труда и параллельно учится в вузе или получать специальное образование в зависимости от запроса работодателя. Если говорить об этапах обучения, мы должны сначала давать ребятам теорию – понятия об информационной безопасности, авторском праве. Они должны понимать, что выход в эфир, с соцсети, в печать, – это и риск, и большая ответственность. И только после этого начинать объяснять, как выставлять свет, как записывать звук и так далее. Любой медийщик должен уметь логически мыслить, обращаться с техникой, а для этого нужны знания математики и физики, это не чисто гуманитарная специальность».
Исполнительный директор «Первой академия медиа» РЭУ им. Г. В. Плеханова журналист Мария Штейн дала присутствующим совет, на что следует обратить особое внимание педагогам медиаклассов:
«Детям нужно объяснить, что интересна новостная, содержательная часть текста. Важно научить школьника видеть самое яркое и интересное. Будущему медийщику нужно читать не только классическую литературу для подготовки к ЕГЭ. Журналисту важно иметь серьезный бэкграунд, поэтому в предпрофессиональных классах необходимо делать акцент на знания по истории, политологии, социологии. Педагоги должны давать интересные креативные задания, необходима метапредметность в обучении».
Заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Дмитрий Горностаев рассказал, какими знаниями и качествами должен обладать выпускник медиакласса для успешного трудоустройства:
«Для успешного старта в профессии необходимы знания истории и географии. Тем, кто собирается в экономическую журналистику – умение считать и разбираться в этой непростой теме, а для этого нужно читать профессиональную литературу. Главное – желание работать и видеть себя в профессии. Целеустремленность важна, а навыки можно приобрести уже в процессе работы. Задача педагогов – заинтересовать школьника, чтобы у него горел огонь в глазах».
В ходе мастер-классов директор школы «Глория» Ирина Патрикеева рассказала, что в школе создана четко работающая система дополнительного образования, и успехи этого объединения стали ключом к результативности медиаклассов. Школьная газета, школьная видеостудия, театр стали площадками ученических проб и условиями формирования медиакомпетенций. Педагоги медианаправлений работают со школьниками всех возрастов, ведь формировать интерес к профилям следует уже с начальной школы. Так, первые подходы к медианаправлению делаются уже в младших классах. Дмитрий Гуров, директор школы «Марьина роща» рассказал, что в его школе медиаобразование также является многоступенчатым. Здесь существует медиапроизводство, и участие ребенка в этом направлении возможно даже не с начальной школы, а с детского сада. Таким образом, к старшим классам школьник уже получает представление о профиле, а медиапроизводство, взятое из дополнительного образования, становится основным модулем учебного плана в предпрофессиональном классе.
Разнообразие программ и подходов, существующих в столичных школах, участвующих в проекте по запуску предпрофессиональных классов, продемонстрировали, что актуальные стандарты и готовые тренды медиавертикали школа корректирует с учетом задач города и собственных ресурсов. А обмен опытом и профессиональные дискуссии с отраслевыми экспертами помогают создать работающую и жизнеспособную систему в каждом учебном учреждении – участнике проекта.