Историческое просвещение, новые подходы и технологии в преподавании истории Москвы в школах обсудили на секции «Москвоведение 2.0. Перезагрузка». Мероприятие прошло в Российском историческом обществе в рамках IX Педагогического форума «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация».
Открывая мероприятие, модератор секции, председатель Научно-образовательного союза «Родное слово» Константин Деревянко подчеркнул необходимость вернуть в школы историю родного края для формирования исторической памяти и самоидентичности.
«Мы не должны сегодня пытаться поставить точку в вопросе, обязательный ли предмет москвоведение или это дополнительная учебная дисциплина. Нам очень важен сам процесс: динамичный, качественный, содержательный. Процесс расширения глубины преподавания, возможностей преподавания и изучения истории нашего города. Ведь сквозь историю Москвы проходит вся история нашей страны. Очень справедливо было отмечено, что москвоведение – это объединение и сочетание разных форматов и дисциплин. Сегодня мы не можем просто говорить о преподавании этой дисциплины в школах», — заявил Константин Деревянко.
Директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая отметила, как важно знать историю своего района в лицах, фактах, событиях, те имена, которые формируют гений места, персонифицируют историю.
«Тема Педагогического форума этого года — кадры московской школы, мотивация, навигация, коммуникация. Более чем на 30 площадках мы обсуждаем компетенции, требования к новым знаниям, умения, необходимые учителю, чтобы быстро и эффективно реагировать на возникающие новые педагогические задачи. Одной из таких задач становится разработка единого подхода к преподаванию истории родного края в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Такое поручение совсем недавно было дано Владимиром Владимировичем Путиным по итогам заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. И Москва к решению поставленной задачи готова, поскольку краеведение — одна из любимых москвичами и, конечно, московскими педагогами тем», — поделилась Маргарита Русецкая.
Тема регионоведения, краеведения для Российского исторического общества – одна из приоритетов, подчеркнул Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, руководитель рабочей группы по вопросам москвоведения и развитию Парламентской библиотеки МГД, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Москве Степан Орлов.
«Сейчас москвоведение присутствует только в дополнительном образовании, хотя многие регионы пошли по другому пути и в их обязательной школьной программе есть уроки, связанные с историей своего края. Пока наша дискуссия не пришла к какому-то окончательному выводу. Я прекрасно понимаю моих коллег-педагогов и директоров школ, которые напоминают, что ученики и так перегружены. Тем не менее я думаю, что точку пока ставить рано, нужно рассматривать разные варианты. Москвоведение должно жить и иметь достойное место в школах, вузах и научных программах академических институтов», — заявил депутат МГД.
Как нужно развивать чувство малого патриотизма у школьников? Заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты города Москвы Филипп Смирнов отметил необходимость новых подходов в преподавании москвоведения.
«Москвоведение – междисциплинарное пространство. Мы должны пробудить в детях осознание, понимание, что москвоведение – это не навязанные знания, а практика осознанности. Муниципалитеты немецких земель предлагают простое задание: детей просят подсчитать количество пожилых людей, которых они встретят по дороге, затем количество скамеек, фонарей. Дети начинают чувствовать свою причастность к месту. Их вовлекают с малого окружения, с подсчета соседей, уровня обеспеченности района, и они начинают понимать, для чего делается благоустройство. Детей надо научить быть хозяевами Москвы», — подчеркнул Филипп Смирнов.
Как должно преподаваться москвоведение – как обязательный предмет или дополнительная дисциплина? Как самостоятельный предмет или стать дополнительным модулем смежных предметов? Мнения экспертов расходятся.
«Самое эффективное – начать преподавать москвоведение через учебный процесс по каждому предмету: история – свой модуль, география – свой. Нужны такие занятия, чтобы дети сами их просили. Если этого не будет, мы можем к 7-8 классу забыть о москвоведении. Назидание детям не нравится, долгие разговоры тоже. Ребята должны уметь говорить сами, должны доказывать свою точку зрения, отстаивать ее. Должны быть разноформатные методики преподавания на год-два или три, а потом их нужно менять! И эта задача возлагается на самих педагогов. Поэтому учить нужно и преподавателей, которые будут работать с темой москвоведения. Но в целом – проект прекрасный, заинтересованность в нем есть», — отметила председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, советник директора Корпоративного университета московского образования Мария Лазутова.
Какое москвоведение необходимо сегодня в начальной школе? Методист Центра педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы, руководитель дидактического сайта «Страна Мастеров», творческий директор проекта «Край родной» Татьяна Проснякова представила проект, разрабатываемый вместе с учителями и школьниками. В учебно-методический комплект входят авторский тематический контент, система творческих мастер-классов, лингвокраеведческий словарь и дополнительный обучающий контент – цифровая платформа с дополнительной информацией и сведениями, а также рабочая тетрадь и динамические игровые пособия.
«Москвоведение должно формировать представление о Родине, знакомить с главными историческими событиями и, главное, – вызывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому и настоящему. Мы хотим, чтобы современное москвоведение было экосистемой непрерывного развития детей и взрослых», — поделилась эксперт.
Директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун привел данные по представленности москвоведения в дополнительном образовании.
Для учащихся начальной школы мы получили интересные результаты, которые говорят, что не настолько уж плоха ситуация с этим предметом в системе московского образования. Но при этом оно нуждается в обновлении», — рассказал Дмитрий Моргун.
Анализ данных единого сервиса записи на программы дополнительного образования показал, что москвоведение является наиболее востребованным предметом в составе всей туристстко-краевеческой направленности для учеников начальной школы. Количество кружков по этому направлению преобладает именно в младшем школьном звене. Таким образом, резюмирует эксперт, это создает богатую почву для применения новых подходов в преподавании истории родного края.
🎬Видеозапись секции «Москвоведение 2.0. Перезагрузка» доступна на сайте форума.
📷 Фотографии секции доступны в альбоме в официальной группе Корпоративного университета Вконтакте.