Межрегиональный «круглый стол» по обсуждению актуальных вопросов вовлечения семьи в сохранение и развитие родных языков народов Российской Федерации состоялся 20 июня в Корпоративном университете московского образования.
Речь шла о русском языке как родном. Оператором мероприятия для руководителей образовательных организаций выступила «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», что неслучайно: все присутствующие, представили разных областей ЦФО, единогласно отметили важность семьи в формировании культурных кодов личности, в частости в изучении родного языка. Только семья может привить любовь к родной речи, к ее фольклору – сказкам, поговоркам, загадкам. С раннего детства ребенок познает мир рядом с близкими людьми – родителями, бабушками, дедушками, и именно в этой среде формируются его первые знания родного языка.
«Формирование русского языка как любого родного языка начинается в семье. С той языковой культуры, которая в семье принята, с тех речевых практик и традиций, которые поддерживаются старшим поколением. Наличие библиотеки в семье, количество книг, которые есть дома, культурный досуг ребенка взаимосвязаны с уровнем образования ребенка и его академическими результатами. В этом году средний результат ЕГЭ по русскому языку по стране около 70 баллов, а это выше, чем в прошлом, и говорит о высоком уровне знаний», — подчеркнула директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.
Семейное воспитание очень сильно отличается от воспитания общественного, в том числе школьного. Оно оказывает колоссальное влияние на формирование языковой личности ребенка.
«Семейное воспитание основано на чувстве, любви, нежности, умении прощать. Оно начинается с колыбельных, которые погружают ребенка в стихию родного языка. Так у малыша зарождается любовь к родному языку. В семье у ребенка есть возможность общения с представителями разных поколений и ценностей – так у него формируется богатая красивая речь. А для того, чтобы донести до ребенка специфику национального самосознания и нравственные выбор народа, необходимо читать вслух и рассказывать детям сказки», — подчеркнула заведующая кафедрой русского языка и профессиональной коммуникации Корпоративного университета московского образования», кандидат филологических наук Наталия Татаринова.
Среди участников круглого стола были представители Калужской, Рязанской, Брянской, Липецкой, Тамбовской, Воронежской областей. Присутствующие услышали в их исполнении загадки, заклички, поговорки, считалочки с элементами речи, с диалектизмами, характерными для той или иной области. Собравшиеся пришли к выводу, что изучение русского языка как родного, с его локальными особенностями, связанными с историей, географией местности, представляет собой энциклопедическую ценность. А его сохранение играет основополагающую роль в сохранении культурного наследия России.