С сентября в Москве началась аттестация педагогов на новую квалификационную категорию «педагог-наставник». Первым педагогом-наставником в столице стала кандидат педагогических наук Светлана Аксючиц, учитель начальных классов школы № 1440 с 25-летним стажем. Светлана рассказала о принципах, которыми руководствуется в работе, и поделилась мнением, для чего в век новых технологий педагогике нужны наставники как никогда.
– Как Вы пришли в наставничество?
– Думаю, точкой отсчета стала работа со студентами. Пять лет в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) я преподавала дисциплины, связанные с практикой. Приглашала студентов к себе на занятия, разрабатывала для них проекты, и на базе моих материалов они проводили свои уроки.
Сейчас в школе, где я работаю, директор поддерживает развитие наставничества, способствует тому, чтобы молодые специалисты могли легче адаптироваться к школьной среде и успешно проявить себя в профессиональной деятельности. Школа – базовая площадка для педагогической практики студентов бакалавриата и магистратуры факультета «Психология образования» МГППУ и факультета «Начальное образование» МПГУ.
Сотрудничество школы и вуза дает хороший результат. Некоторые студенты по итогам практики устроились к нам в школу и успешно работают.
Словом, когда человек постоянно находится в состоянии взаимопомощи и взаимообучения, постепенно формируется и компетенция наставничества. С уверенностью говорю, что роль наставника – это то, что близко моей душе.
– Есть ли в вашей школе традиции в обучении, с которыми вы знакомите подопечных?
– В школе я работаю более 10 лет. В подразделении школы № 1440 «Школа развития» обучение проходит по системе «Эльконина – Давыдова», которая имеет ряд принципиальных отличий от классического подхода. Многие годы наше подразделение остается базовой площадкой для обучения учителей работе по этой системе. Предметное обучение здесь организуется с первого класса.
Личность педагога играет решающую роль в системе. Если учитель авторитарного стиля, то он в нашей школе не задержится. Это должна быть демократичная личность.
Я всегда говорю молодым специалистам: «Вы и так умные, вы имеете одно или два образования, поэтому будьте не “над”, а “с” детьми, опуститесь с пьедестала, окажитесь в ситуации “я ошибаюсь”». Иногда на занятиях я специально ошибаюсь, чтобы дети не боялись и понимали, что я тоже совершаю ошибки, как любой человек. Дети замечают ошибку и поправляют меня.
На уроках мы приводим факты и задаем вопросы, которые заставляют учеников задуматься над тем, как и почему сложились некоторые правила, а потом самим провести исследование или эксперимент. Я спрашиваю, почему, например, в позиции «ЖИ-ШИ» пишется буква «И», хотя слышится «Ы». Дети делятся на группы и начинают рассуждать. Тот, кто выходит к доске, защищает определенную точку зрения. Они могут спорить целый урок, задавать вопросы друг другу. Таким образом учащиеся проводят исследование, аргументируют свою позицию и сами выводят правила, которые фиксируют с помощью схем и таблиц в специальной «тетради открытий».
Безусловно, молодые педагоги, которые приходят к нам из вузов классической системы, попадают в сложную ситуацию. То, что они наработали за годы обучения, здесь неприменимо. Надо перестраиваться с авторитарной позиции на демократический стиль взаимодействия.
– Кому нужны наставники и зачем?
– Считаю, что наставник нужен в любой сфере деятельности, педагогика – не исключение. Когда человек делает первые шаги в профессии, ему нужна поддержка и помощь. Во-первых, у начинающего специалиста набор профессиональных практических компетенций достаточно ограниченный: пока у него присутствуют только теоретические знания. Во-вторых, зачастую теоретической базы недостаточно для успешной практики. В-третьих, новая среда – коллектив, условия и средства деятельности – могут оказать стрессовое воздействие на молодого педагога. Поэтому наставник – это тот человек, который максимально «сгладит» стрессовые ситуации при вхождении подопечного в профессию и окажет помощь по запросу. Одним нужна непосредственная помощь в организации учебы, другим – в работе с детьми, третьим требуется содействие в работе с родителями. Все зависит от той базы знаний, которую выпускник получил после окончания университета, и от его личных качеств. Некоторым молодым специалистам достаточно года сопровождения, другим – больше. По словам всемирно известного педагога Януша Корчака, педагогика – это наука о человеке, а не только о детях, поэтому каждый начинающий педагог нуждается в помощи и поддержке.
– Как Вы выстраиваете общение с подопечными?
– Не каждый человек может признаться в том, что он не умеет. Я всегда говорю о том, как важно спрашивать каждую мелочь, которая непонятна. Это поможет углубиться в детали и повысить профессиональные навыки.
Самая большая проблема у молодых педагогов – создание контрольных работ. Если я вижу, что педагог способный, то даю свою проверочную работу и прошу ее доработать. Это помогает наладить доверительные отношения с педагогом и заставляет его чувствовать себя увереннее. Главное, говорить молодым специалистам об ошибках тактично, мягко, и они прислушаются. Это будет им хорошим стимулом для роста!
Мы создаем проекты уроков, которые каждый проводит со своим классом. Затем анализируем, как прошел один и тот же проект в разных классах, сравниваем по этапам. Каждый учитель преподает по-разному. У кого-то все прошло на ура, у кого-то – возникли сложные моменты. По словам психолога Александра Дусавицкого, не нужно стремиться, чтобы урок был идеален. Но работать над своим профессионализмом, безусловно, надо.
Как происходит наше общение с молодыми специалистами? Обычно мой подопечный собирает вопросы, и в свободное время, чаще всего в каникулы, мы садимся и разбираем их. Мои авторские подходы и методические разработки в области наставнической деятельности представлены в 70 научных и учебно-методических изданиях. Например, для учителей начальных классов я подготовила пять учебно-методических пособий. Для представления практических наработок я привлекаю студентов и молодых учителей. Многие статьи опубликованы в соавторстве с магистрантами МПГУ и молодыми учителями школы.
Наставничество по отношению к молодым специалистам и вновь прибывшим учителям уже дает положительные результаты. Педагоги успешно выполнили метапредметную диагностику Московского центра качества образования, подтвердив свой высокий экспертный уровень.
– Есть ли в школе и другие педагоги-наставники?
– В нашей школе не только я занимаюсь наставничеством. К примеру, учитель географии Светлана Егоркина стала наставником для молодых педагогов по окружающему миру, учитель Светлана Клевцова – по математике, а я – по русскому языку для учителей начальной школы. Мы собираемся узким кругом, делимся опытом, распределяем подопечных и обсуждаем план работы с ними.
– Какими принципами Вы руководствуетесь в наставнической деятельности?
– Обучение не допускает авторитаризма и подавления личности наставляемого, игнорирования его мнения, безоговорочного выполнения требований и указаний наставника. Принцип партнерства – один из главных принципов в организации наставнической работы. При таком подходе принципиально меняется и функция наставника: он не обучает наставляемого, а дает ориентиры для самообразования, не учит работать по собственным нравственным нормам и правилам, а помогает самоопределяться и расти. Безусловно, это предполагает сопонимание, соосмысление, сооценку, сопереживание.
Некоторым учителям необходим предметный уровень восприятия: я рассказываю и показываю, как на практике используются средства обучения, акцентирую внимание на положительных моментах. Например, в различных методах взаимодействия школьников на уроке, проговариваю педагогические риски в организации учебной деятельности.
Важно сохранить уважение и корректное общение с наставляемым. Наставник, по моему мнению, должен быть добрым и чутким. Только такой человек может способствовать личностному росту наставляемого.
– Почему решили принять участие в аттестации на категорию педагога-наставника?
– Современный мир быстро меняется, положительные и отрицательные стороны этих изменений отражаются прежде всего на процессе образования, поэтому и педагогам надо менять свои методики, технологии и средства обучения, чтобы соответствовать реалиям времени. Нужно развиваться, искать новые пути для эффективной реализации педагогической деятельности и профессионально расти. Изучив показатели деятельности педагога-наставника, я поняла, что мой опыт соответствует новой аттестационной категории педагога-наставника.
– Был ли в Вашей жизни наставник?
– На моем педагогическом пути встречалось много талантливых педагогов, которые примером своей деятельности мотивировали меня, давали толчок к дальнейшему профессиональному росту. Одним из таких наставников и учителей был научный руководитель моей кандидатской диссертации, профессор доктор педагогических наук Анатолий Петрович Сманцер. Он всегда мне говорил: «Ценно для человека именно то, что он сам приобрел, открыл, исследовал». Поэтому и я способствую тому, чтобы у молодых специалистов формировались умения самопознания, саморазвития и самоанализа при уместной и точечной помощи и поддержке.
– Наставник для наставляемого – это…
– Помощник, координатор и маяк.
Беседовала Валерия Иванько.