Организация урока – это постоянный творческий процесс, требующий большой предварительной подготовки – от выстраивания концепции до проработки домашних заданий. Свои лучшие педагогические разработки представили в минувшую субботу, 11 марта, участники полуфинала номинации «Учитель года Москвы» конкурса «Педагоги года Москвы», организованного Корпоративным университетом московского образования.
В полуфинале приняли участие 90 московских педагогов. Состязание проходило в смешанном формате: предварительно учителя прислали 20-минутные видеофрагменты проведенных уроков. В очной части полуфинала конкурсанты защищали свои методические наработки перед экспертным жюри.
«В этом году конкурс усложнился по сравнению с прошлым годом. Учителю нужно не просто снять урок, но и рассказать о нем членам жюри. Мы оцениваем полуфиналистов с точки зрения методики преподавания, чтобы понять, каким методическим багажом обладают наши конкурсанты. Защита урока – это возможность посмотреть, может ли сам учитель разложить свой урок, оценить себя со стороны – это очень важное умение», – рассказала директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.
Каждому конкурсанту давалось пять минут на выступление и три минуты на ответы на вопросы жюри. Публичные защиты оценивали эксперты – победители и призеры прошлых лет в номинации «Учитель года Москвы», лауреаты всероссийского конкурса «Учитель года России», заместители директоров московских школ, методисты.
Полуфиналистов оценивали по целому набору критериев, среди которых методическая грамотность, творческий подход, применение инноваций в построении урока, а также коммуникативная культура и рефлексия проведенного занятия.
Семен Еремкин, учитель физики школы № 1387, в прошлом году стал финалистом конкурса «Учитель года Москвы», а в этом году выступил экспертом конкурса. «У меня впечатления праздника, педагогического фестиваля. На мой взгляд, уровень конкурса вырос, испытания усложнились. Очень много ярких личностей, которые поражают своим масштабом, своими педагогическими находками. Важно не упустить глубину личности, которая действительно важна для живого общения педагога и детей. Есть критерии прописанные, а есть критерии, которые можно отследить только сердцем. Это, наверное, одна из основных сложностей. Все конкурсанты очень скрупулезно подходят к подготовке и защите урока – они говорят о критериях, по которым сами себя оценивают, ориентируются в ФГОС, смотрят на планируемые результаты. Это работа не только творческая, но и с нормативно-правовой базой. Не каждому учителю дано соединять творчество и эту скрупулезность в вопросах стандартов», — поделился Семен Еремкин.
По признанию самих педагогов, участие в конкурсе дарит им положительные эмоции, новый опыт и знакомства.
Учитель русского языка и литературы школы имени Ф.М. Достоевского Сергей Валюгин впервые попробовал себя в конкурсных испытаниях в 2009 году и победил в конкурсе «Педагогический дебют». Для участия в номинации «Учитель года Москвы» Сергей представил урок для 6 класса по произведению Пушкина «Станционный смотритель».
«Мне кажется, произведение непременно нужно рассматривать в трех параметрах – сам текст, подтекст и исторический контекст. В случае со «Станционным смотрителем» задача была рассмотреть Самсона Вырина не как маленького человека, а как героя войны, который не может справиться с той ситуацией, которая возникает в его семье, и все заканчивается в итоге трагически. Конкурс позволяет по-другому посмотреть на свою собственную работу. Ты пытаешься понять, достоин ли звания «Учителя года Москвы» или «Учителя года России». Во-вторых, тебя оценивают члены жюри. Я стал учителем благодаря своему учителю литературы, который работал в моей школе. И сейчас я работаю с ним в одной школе и часто прихожу к нему посоветоваться, он наставник для меня. В Год педагога и наставника своим участием в конкурсе я хочу сделать своему учителю подарок к его юбилею», – рассказал Сергей.
Свою оригинальную педагогическую разработку – интеллект-карту с картинками, которую ребята используют во время урока, представила учитель биологии Школы № 1392 им. Д.В. Рябинкина Дария Никитина.
«С детства я любила наглядность, всегда все рисовала. Идея пришла мне в голову после разговора с психологом, которая как-то присутствовала на моем уроке и, видя, как много я рисую при объяснении материала, посоветовала мне сделать интеллект-карту. Это рабочая тетрадь с картинками, куда я выношу все основные аспекты темы урока. Есть задания для самопроверки и рефлексии. Сначала каждый заполняет пропущенные места в карте, а потом проводится групповое обсуждение, так, например, раздел «Что я запомнил?» ребята заполняют вместе. Интеллект-карты позволяют понять, что дети запомнили на уроке, с какими трудностями они столкнулись. Когда они выходят с урока, у них в тетради полное описание по плану и красочная картинка», – поделилась Дария Никитина.
Для учителя русского языка и литературы школы № 2072 Анны Олсен главное в работе – сделать урок интересным, интерактивным и современным. Анна уже в третий раз принимает участие в конкурсе «Учитель года Москвы». Она разработала урок по собственной методике, которая была признана одной из лучших во Всероссийском конкурсе методических разработок.
«Я рассматриваю урок не как способ выучить правило, разобрать упражнения. Мои уроки строятся по-другому – мы обычно говорим о том, что интересует детей, например, о компьютерных играх, экологических проблемах. Мы работаем с этими текстами, используем метапредметные задания, таким образом, урок выходит за рамки традиционного урока русского языка. Работа по такой методике требует большой подготовки – я составляю тексты на основе темы, которую мы будем изучать на уроке, адаптирую их для рассмотрения определенных орфограмм. Каждый раз участие в конкурсе для меня – это новый вызов. Задания предполагают творческий подход. Я всегда рассматриваю конкурсы как возможности для профессионального роста, обмена опытом», − считает Анна Олсен.
Учитель математики школы № 1574 Денис Слонимский построил урок в нестандартной форме – ученики были разделены на группы.
«Задачки были взяты из реальной жизни, то, что мы встречаем ежедневно. Были продуманы задания, очень четко рассчитано время. Мне приходилось сразу ориентироваться на ответы детей, я придумывал на ходу методы, которые позволяли детям активно работать. В командах были наставники, которые направляли, мотивировали и контролировали работу в группах. И у нас получилась хорошая совместная работа. Конкурс, в первую очередь, это мое развитие, которое я могу принести детям, возможность профессионально расти, интересные новые задачи, знакомство с коллегами. Может, не всегда получается достичь успеха, но зато получается посмотреть классные идеи у коллег, развивать их, подстроить под себя. Конкурс – это возможность делиться с окружающими своими находками, здорово, что набирается такая копилка различных находок, которую каждый из нас может применить», − считает Денис Слонимский.
Еще одной разработкой – интерактивными тетрадями – поделилась учитель английского языка Школы №1355 Виктория Васильева. Интерактивные тетради – это обычные тетради в клеточку, в которые дети вклеивают различные элементы – книжечки, кармашки, карточки.
«С помощью этих элементов разбираем те или иные темы, заполняем какие-то грамматические правила, играем в различные игры на повторение материала. По факту это их рабочая тетрадь. Мы их заполняем вместе, а затем активно используем для отработки материала. Это действительно работает, и детям интересно! То есть, вместо того, чтобы монотонно повторять слова по теме, дети играют, бросают кубик, отгадывают карточки, соревнуются, зарабатывают баллы. В игровой деятельности материал гораздо эффективнее запоминается», − рассказала Виктория Васильева.
Учитель русского языка и литературы Школы №1252 имени Сервантеса Эрика Кононова выбрала для презентации урок внеклассного чтения по творчеству современной поэтессы Марины Бородицкой.
«Особенность была в том, что я взяла материал, который не включен в учебный план. Для урока внеклассного чтения я самостоятельно подобрала материал и выбрала автора, но он хорошо вписывался в контекст тех произведений, которые мы изучали до и в дальнейшем будем изучать. Ключевым понятием для своего урока я сделала понятие игры, поскольку это пятый класс, для них оно еще актуально и очень помогает им самим раскрыться и учителю активизировать процессы. Игра была заключена в тексте. Интересно, что текст «Из хулиганских побуждений» Марины Бородицкой написан на основе библейского мифа о сотворении мира, но она преподносит это так, что дети видят игру своего ровесника, который творит мир. Герой играет в произведении, и ребята тоже играли, создавая свой мир на бумаге в конце урока. Ребятам очень понравились стихи Марины Бородицкой, и сейчас они готовятся к личной встрече с автором», − рассказала Эрика Кононова.
Впереди финалистов ждут новые испытания. С 17 по 20 апреля в филиале Московского городского Дома учителя «Поведники» они проведут мастер-классы, примут участие в пресс-конференции и импровизационном испытании – публичной лекции. По итогам будет отобрано 8 суперфиналистов, которые поучаствуют еще в двух испытаниях – «Разговор с Министром», руководителем Департамента образования и науки Москвы Александром Молотковым, и проведут «классный час» с учениками.