В региональном этапе олимпиады приняли участие 103 московских педагога.
Победителями регионального этапа Всероссийской профессиональной олимпиады «ДНК науки» стали три московских педагога естественных наук: учитель биологии Школы №548 «Царицыно» Марина Бодрова, учитель физики Школы №2126 «Перово» Рустем Рамазанов и учитель химии Школы №2048 Ксения Аракчеева.
Задания в олимпиаде были разноплановыми по содержанию, глубине и оформлению. Проверялись метапредметные навыки учителей, умение найти связь разных ответвлений науки, сопоставить данные.
Марина Бодрова работает учителем более 13 лет. Для нее участие в олимпиаде – это возможность проверить свои профессиональные границы, знания и умения поиска информации.
«Казалось, любая информация может сыграть ключевую роль: знание портретов ученых или аллергия соседа на цветущее растение (и ты точно знаешь, что зацветает первым и когда). Самыми интересными для меня показались задания с творческим оформлением: например, стихи, вместо условий или «весеннее» задание с яркими картинками цветущих растений. Понравилось, что есть возможность подумать о биологии, не думая о ней: например, вспомнив, в каких городах стоят памятники животным. А когда спустя 45 мин сопоставлений и выяснения взаимосвязи между учеными, учениками и наставниками понимаешь, настолько все закручено, что сложно представить это по-другому, получаешь истинное удовлетворение от мысли, что и ты чуть-чуть к этому причастен. Простые с виду задания о яйцах в гнездах птиц или народных приметах оборачиваются масштабным исследованием и бурей эмоций, тянущихся из детства», – поделилась впечатлениями Марина Бодрова.
Победительница планирует включить задания олимпиады в квизы для школьников, чтобы сделать уроки биологии более интерактивными и увлекательными.
Рустем Рамазанов работает учителем физики три года, но в преподавании уже более 10 лет. По его словам, задания олимпиады были разных типов – с выбором ответа, на поиск соответствия или классические расчётные задачи. В основном проверялось умение быстро находить необходимую информацию, применять ее для проверки утверждений, проводить расчеты, правильно округлять полученный результат.
«Я считаю, что такие олимпиады дают возможность отвлечься от рутинных дел и поразмять мозги, порешать нестандартные задачи. Лично мне интересно было посмотреть на разные типы заданий, чтобы впоследствии уметь составлять аналогичные задания для своих учеников. Самыми интересными были задания с линзами: в одном из них предлагалось разобраться в устройстве современных жидких линз из специальной электропроводящей жидкости и выбрать все верные утверждения из предложенных; в другом – построить правильно ход лучей в системе с линзой, зеркалом и непрозрачным диском», – рассказал Рустем Рамазанов.
Задания олимпиады Рустем уже применил на своих уроках физики. После окончания отборочного этапа он разбирал с учениками 11 класса некоторые задачи на колебания и механическое движение.
Ксения Аракчеева работает учителем химии с 2017 года, является куратором проекта «Естественнонаучная вертикаль». Она отмечает, что задания олимпиады проверяли фундаментальные знания по химии, метапредметные знания, умение решать задачи, анализировать информацию.
«Я сама очень люблю принимать участие в предметных и метапредметных олимпиадах, но больше, конечно, меня привлекают предметные олимпиады, потому что они позволяют вырваться из привычных формулировок заданий, а это заставляет мыслить по-новому. Благодаря некоторым заданиям я и сама узнаю что-то новое, и могу поделиться этими знаниями, выводами, некоторыми новыми приемами решения задач со своими учениками. Задания в этом году были сложные, но очень интересные. Они подразумевали не только наличие у учителей базовых навыков в решении задач, но и знание названий веществ, их исторических применений. Задания были похожи на олимпиадные для школьников и некоторые – на задания в формате ЕГЭ. Больше всего мне понравились расчетные задания, потому что я сама люблю решать задачи, и задания на соответствие – нужно было определить вещества и его свойства, а также химическое оборудование и область его применения. Казалось бы, простые вопросы, но я увидела, как по-новому могу задать их своим ученикам в 7-9 классах», – отметила Ксения Аракчеева.
Финал Всероссийской профессиональной олимпиады «ДНК науки» пройдет с 18 по 20 мая в Москве. Оператором регионального этапа олимпиады выступил Корпоративный университет московского образования.