В Москве с 10 по 12 апреля прошел финал номинации «Воспитатель года Москвы» конкурса «Педагоги года Москвы». В нем приняли участие 20 педагогов дошкольного образования – воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре. Оператором конкурса выступил Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки. По результатам конкурсных испытаний победителем стал молодой и харизматичный инструктор по физической культуре.
Цветы, подарки, улыбки и гимн конкурса в исполнении импровизированного хора финалистов номинации – в такой теплой праздничной атмосфере завершился финал профессионального конкурса педагогов дошкольного образования. Три конкурсных дня участники демонстрировали собственные педагогические навыки и знания, используемые в профессиональной деятельности, соревнуясь за звание лучшего педагога. Интрига разгоралась, учитывая профессионализм и харизму участников, членам жюри было непросто выбрать лучшего воспитателя этого года. В итоге победителем стал 24-летний Егор Харитонов, инструктор по физкультуре школы №338. Он представил технологию сюжетно-образовательной развивающей соревновательной игры, которая позволяет превратить знакомые детям физические упражнения в серию увлекательных игр с элементами математики, экологии, краеведения и других важных для воспитания ребенка тем.
«Эта игра является универсальной технологией, которую могут использовать все педагоги. Данную технологию я применяю два года. Возраст воспитанников абсолютно не имеет значения: от самых маленьких до самых больших. У нас было конкурсное испытание «Мастерская педагога», в котором я учил своих коллег создавать план-конспект с использованием этой технологии, – рассказал победитель Егор Харитонов. – Из конкурса я вынес, что нужно быть открытым, общаться, делиться опытом и перенимать опыт других. Финалистам следующего года пожелаю удачи, сил и терпения».
В ходе индивидуальных творческих испытаний – самопрезентация, «Мастерская педагога», «Собеседование с членами жюри», и групповой – пресс-конференции – жюри также оценивало компетенции финалистов в области коммуникации, командной работы, презентации и передачи личного педагогического опыта.
«Главное для любого воспитателя – настроить диалог со своими воспитанниками, научить ребенка принимать самостоятельные решения, делать выбор, быть активным, ответственным. Конкурсы профессионального мастерства, как ярмарка педагогических идей, предлагают вниманию членов жюри и всего педагогического сообщества настоящие педагогические открытия. И, конечно, дают возможность участникам и зрителям подняться на следующую ступень развития», – отметила директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.
Важными критериями, по которым эксперты оценивали проекты, были: образовательный потенциал мастер-класса, актуальность и методическая обоснованность представленного опыта, организационная и коммуникативная культура, аргументированность профессионально-личностной позиции по выбранной теме, возможность тиражирования опыта в практике дошкольного образования. Члены жюри отмечали, насколько предложенная идея позволяет раскрыть творческий потенциал детей, подразумевает ли она участие воспитанников в создании игрового и творческого сценария занятия.
«Мы, педагоги, не даем готовых ответов, мы вместе с детьми в поиске тех форм, средств, которые отражают его в игровом и образовательном процессе. Наша задача – находить приемы, технологии, которые помогают нам работать с современными детьми в современном мире», – подчеркнула Светлана Тулайкина, член жюри, старший методист школы № 236, лауреат конкурса «Воспитатель года Москвы» в 2020 году.
Призерами интеллектуального соревнования стали еще четыре педагога, представившие разнообразные педагогические находки. Воспитатель школы № 1504 Елена Зайцева на занятиях применяет технологические карты, которые помогают привить детям любовь к чтению.
«Моя цель – привить детям любовь к книгам, – рассказывает Елена. – Мы читаем, а за чтением следует интерактивная игра. Сами книги в группе появляются через книжный календарь, к которому мы обращаемся ежедневно – это авторская технология школы, ведь наша среда – читательская. Воспитанники знают, что книги лежат не просто так, они к ним обращаются даже в случае каких-то дискуссионных вопросов или проблемных ситуаций, потому что ответ на тот или иной вопрос мы можем найти именно там».
Воспитатель школы № 1420 Наталья Калагина поделилась опытом внедрения мультстудии для всестороннего развития детей, она и идейный вдохновитель, и разработчик, и организатор этого проекта:
«Моя педагогическая находка – мультстудия. В ходе мастер-класса я рассказала о том, как мы запустили эту технологию в образовательный процесс, как она функционирует, что нужно для ее устройства, как в ней обучаются дети, какие результаты получаются. Желаю будущим финалистам уверенности в себе, здесь, на конкурсе, отличная атмосфера взаимовыручки педагогов, мы поддерживали друг друга до самого финала».
Призер Марина Маликова, музыкальный руководитель школы № 1387, рассказала о комплексе игровых упражнений, развивающих музыкально-ритмические способности, певческие и речевые навыки у дошкольников.
«Моя авторская находка складывалась в процессе моего многолетнего опыта работы. Что помогло мне стать призером? Именно опыт, у меня большой педагогический стаж, и я давно работаю, используя эту авторскую технологию. Я бы хотела пожелать всем будущим конкурсантам трудолюбия и упорства. Вообще я считаю, что в жизни ценно особенно то, чего ты достигаешь трудом. Легкие победы быстро забываются».
Юлия Шахова, воспитатель школы № 777, презентовала игры-шифровки для дошкольников:
«Я представляла авторское пособие и игры-шифровки. Считаю, что они очень хорошо развивают мышление детей в дошкольном возрасте. Конкурс – это трамплин, шанс и удача. Я бы хотела пожелать конкурсантам следующего года, самое главное, верить в себя, в то, что все получится, потому что, когда вы проходите все испытания, ваша самооценка повышается, и вы понимаете, что все было не зря».
В ходе церемонии награждения все финалисты получили памятные подарки от организаторов и партнеров конкурса. В этом году соорганизатором номинации «Воспитатель года Москвы» традиционно выступает Московская городская организация Общероссийского Профсоюза образования, которая вручила приз общественного признания воспитателю школы № 1795 Юлии Шапошниковой – статуэтку и денежный сертификат. Среди партнеров конкурса – Издательство «Просвещение», издательство «Русское слово», банк ВТБ, VK Образование, Сетевое издание «Учительская газета», образовательная платформа «Сферум» и многие другие.
Приз зрительских симпатий от VK Образование в результате онлайн голосования завоевали инструкторы по физкультуре Александр Волков из школы №1375 и Ринат Авзалов из школы №1228 «Лефортово», а также воспитатель Татьяна Чижова из школы №1598. Незабываемым сюрпризом для финалистов и гостей стало выступление главного редактора сетевого издания «Учительской газеты» – Никита Чудин исполнил соло на трубе.
Сертификат на приобретение игрушек от Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и сетевого издания «Учительская газета» вручили воспитателю школы № 1517 Зое Нечаевой.
Издательство «Русское слово» выделило два лучших мастер-класса и подарило двум финалистам – воспитателю школы №1210 Любови Назаровой и воспитателю школы № 109 Лилии Смирновой – сертификаты на приобретение продукции издательства, книги.
Александр Савенков, председатель Большого жюри, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ пожелал всем финалистам успехов, сказав напутственное слово:
«Три дня конкурсных испытаний убедили нас в том, что в системе дошкольного образования города Москвы работают самые профессиональные, самые интеллектуальные, самые креативные педагоги. В ваших биографиях теперь навсегда записано то, что вы стали финалистами московского этапа конкурса «Воспитатель года». Педагог — это человек, который учит и который учится всю жизнь. Продолжайте свое образование, совершенствуйтесь, передавайте свой опыт коллегам!»