Федеральным законом внесены изменения в ТК РФ, которыми:

  1. Определены общие положения об электронном документообороте в сфере трудовых отношений, в частности:

1.1. Введено понятие «электронный документооборот в сфере трудовых отношений» (далее – ЭД) (создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (далее – электронные документы) и др.).

1.2. Установлены особенности применения положений ТК РФ об ЭД (в частности, положения ТК РФ об ЭД не применяются в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, актов о несчастном случае на производстве, приказа (распоряжения) об увольнении работника и др.).

1.3. Определены информационные системы, посредством которых может осуществляться ЭД (цифровая платформа «Работа в России», доступ к которой обеспечивается в том числе посредством ЕПГУ с использованием ЕСИА; информационная система работодателя).

  1. Установлен порядок введения ЭД и приема на работу к работодателю, использующему ЭД, в частности:

2.1. Предусмотрено, что работодатель вправе принять решение о введении ЭД.

2.2. Определен порядок принятия работодателем решения о переходе на ЭД (на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА), принимаемого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и содержащего: сведения об информационной системе (информационных системах), с использованием которой работодатель осуществляет ЭД; порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости); перечень электронных документов и категорий работников, в отношении которых осуществляется ЭД; срок уведомления работников о переходе на взаимодействие посредством ЭД, а также сведения о дате введения ЭД (не ранее истечения срока уведомления работников о переходе на ЭД, установленного в ЛНА) и др.).

2.3. Определены особенности процедуры перехода на взаимодействие с работодателем посредством ЭД, а также права и обязанности работодателя и работника в связи таким переходом, в частности:

– переход на ЭД осуществляется с письменного согласия работника;

– отсутствие согласия работника на взаимодействие с работодателем посредством ЭД признается отказом работника от такого взаимодействия (при этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в последующем);

– согласие на взаимодействие с работодателем посредством ЭД не требуется от лиц, которые приняты (принимаются) на работу после 31.12.2021 и у которых по состоянию на 31.12.2021 отсутствует трудовой стаж;

– отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством ЭД либо отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи (далее – ЭП) не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника;

– работодатель несет расходы на получение работником ЭП (в случае её отсутствия) и её использование;

– работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную ЭП.

  1. Установлен порядок взаимодействия работодателя и работника посредством ЭД, в частности, определены:

3.1. Права и обязанности работодателя и работника при взаимодействии посредством ЭД (в частности, обязанность работодателя безвозмездно предоставить работнику не позднее чем в течение 3 рабочих дней со дня подачи работником заявления документы, связанные с работой, способом, указанным в заявлении работника, в форме копии электронного документа на бумажном носителе, заверенной надлежащим образом, либо в форме электронного документа, в том числе путем его размещения на ЕПГУ или в личном кабинете работника на цифровой платформе «Работа в России»; право работника (лица, поступающего на работу) направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения, предусмотренные трудовым законодательством РФ, посредством информационной системы работодателя, в том числе с использованием ЕПГУ, либо посредством цифровой платформы «Работа в России» и др.).

3.2. Особенности использования ЭД в случае катастроф, аварий, эпидемий и в иных исключительных случаях (работодатель и работник вправе в соответствии с ЛНА, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, временно обмениваться документами, в том числе документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа с последующим представлением соответствующих документов на бумажном носителе и др.).

  1. Установлено, что прием на работу оформляется трудовым договором(при этом работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу).
  2. Предусмотрено право работодателя принять решение о распространении на взаимодействие с дистанционными работниками правил осуществления ЭД.