
Михаил Шахраманьян
заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., ведущий аналитик ГАОУ ДПО «Корпоративный университет», профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье предлагается подход к формированию кадров новой формации в интересах эффективного государственного и муниципального управления. Данный подход предполагает создание в субъектах РФ нового проекта под названием «Молодежная республика», который объединит школьников и студентов для решения конкретных и практически значимых вопросов развития региональных территорий и позволит развить профессиональные компетенции, необходимые для специалиста в области государственного и муниципального управления. Проект также призван сформировать основы воспитания молодого человека как гражданина страны, пекущегося о ее благосостоянии. Такие основы должны закладываться в подростковом возрасте и именно в школе, на примере решения реальных задач небольшой сложности с последующим нарастанием потенциала гражданственности при вступлении молодого человека во взрослую жизнь и решении впоследствии более серьезных задач по развитию региона.
Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года и на перспективу до 2036 года» утверждены цели развития России, в том числе – обеспечить технологическое лидерство и цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Это возможно лишь при непрерывной подготовке высококвалифицированных кадров на всех уровнях управления [1].
Президент России В.В. Путин в своем выступлении 25 апреля 2024 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей отметил: «…по оценкам экспертов, в ближайшие годы Россия будет испытывать объективный дефицит кадров и квалификаций, и его, безусловно, нельзя покрыть механически – за счёт трудовой миграции, ввоза низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Это проблему не решит, нам нужны другие подходы» [2].
Учитывая данные обстоятельства, в настоящее время российское экспертное сообщество активно обсуждает Стратегию развития образования Российской Федерации на период до 2036 года и на перспективу до 2040 года (далее – Стратегия). Необходимо отметить, что важное место в Стратегии должны занимать вопросы подготовки кадров новой формации, владеющих основами применения технологий анализа больших данных, искусственного интеллекта и других сквозных технологий цифровой экономики в интересах эффективного государственного и муниципального управления.
Базовые компетенции современного человека включают в себя следующие составляющие: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) и самоорганизационную (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).
Цифровая трансформация экономики России невозможна без решения проблемы подготовки кадров новой формации для системы государственного и муниципального управления. Одним из решений данного вопроса может стать создание в субъектах Российской Федерации новой модели молодежного самоуправления на базе образовательных организаций – Молодежных республик (МР), объединяющих школьников и студентов для решения конкретных и практически значимых региональных задач под кураторством органов государственной и муниципальной власти субъектов РФ.
Представляется целесообразным создавать МР на базе опорных вузов субъектов РФ, основной задачей которых является подготовка кадров в интересах региона. Вся деятельность МР осуществляется в единой информационной среде с использованием современных цифровых технологических платформ.
Новизна предлагаемого подхода к формированию кадров новой формации для государственного и муниципального управления заключается в использовании иерархической (двухступенчатой) модели подготовки кадров новой формации для государственного и муниципального управления: от школьной парты до выпускника вуза, востребованного на рынке труда, владеющего компетенциями по решению конкретных практических задач.
В Молодежной республике создаются две ветви власти: законодательная (парламент) и исполнительная (Кабинет министров). Кабинет министров, например, может включать в себя следующие министерства:
- министерство социальной поддержки, основной задачей которого является организация работ по оказанию моральной и материальной помощи ветеранам, участникам боевых действий и др.;
- министерство безопасности и правопорядка, основной задачей которого является профилактика правонарушений среди студентов и школьников, контроль за соблюдением правил противопожарного режима и антитеррористической защищенности и др.,
- министерство спорта и здоровьесбережения, основной задачей которого является организация спортивной работы, разработка и реализация здоровьесберегающих технологий и др.;
- министерство культуры и массовых коммуникаций, основной задачей которого является организация проведения культурно-массовых мероприятий;
- министерство информатизации и печати, основной задачей которого является создание и поддержание единой информационной среды по взаимодействию участников МР, проведение интервью, подготовка и выпуск Вестника МР, отражающего ключевые события.
Конкретный перечень министерств Молодежной республики определяется, исходя из специфики того или иного субъекта РФ.
Парламент МР на своем учредительном съезде принимает Конституцию МР, Герб МР, основные документы, регулирующие деятельность кабинета министров МР и другие документы. Парламент МР заслушивает на регулярной основе министров МР о деятельности соответствующих министерств и принимает решение о продлении полномочий министров МР.
Должности министров МР исполняют магистранты и аспиранты опорного вуза субъекта РФ. Тематика их исследовательских и проектных работ должна быть связана с деятельностью министерств, которые они возглавляют. Студенты, выполняющие бакалаврские работы, являются руководителями структурных подразделений министерств МР. Учащиеся базовых общеобразовательных организаций региона (школы, колледжи) являются сотрудниками МР.
В процессе выполнения магистерских работ или выполнения диссертационных исследований в рамках функционирования МР могут быть выполнены работы на следующие темы:
- анализ существующих возможностей управления той или иной сферой экономики на территории субъекта РФ;
- разработка методов и алгоритмов использования систем искусственного интеллекта для решения задач повышения эффективности государственного и муниципального управления (например, для выявления формальных отписок на обращения граждан и юридических лиц);
- предложения по улучшению системы управления субъекта РФ в определённой сфере за счет использования систем машинного обучения и искусственного интеллекта (в том числе определение границ применения систем искусственного интеллекта, тех функций государственного и муниципального управления, которые могут быть автоматизированы и др.);
- совершенствование управленческой структуры субъекта РФ;
- оценка ожидаемого экономического эффекта от проектов по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.
Главой Молодежной республики является представитель руководства органов государственной и муниципальной власти субъекта РФ. Органы государственной и муниципальной власти субъекта РФ осуществляют кураторство и оценивают деятельность министерств МР при решении текущих практических задач, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти. Примерная схема функционирования МР представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема функционирования МР
Для студентов, которые участвуют в работе Молодежной республики, стимулом к хорошей работе может стать возможность зачисления в кадровый резерв органов государственного и муниципального управления. Для школьников целесообразно предусмотреть дополнительные баллы за участие в проекте при поступлении в вуз. Заинтересованность органов государственной и муниципальной власти заключается в возможности привлечения дополнительных ресурсов для решения многочисленных текущих задач, поиск и отбор молодежи для обеспечения преемственности на государственной и муниципальной службе.
Реализация проекта позволяет заложить основы воспитания молодого человека как гражданина страны, пекущегося о ее благосостоянии. Предлагаемый проект не требует дополнительных финансовых средств и может быть реализован в рамках существующих объемов финансирования образовательных организаций.
Отдельные направления данного проекта уже начали осуществляться. Так в декабре 2024 г. в МБОУ «СОШ №58» города Махачкалы была создана Дагестанская школьная республика (ДШР), проведен учредительный съезд ДШР (рисунок 2), утвержден герб ДШР (рисунок 3), приняты основополагающие документы, регулирующие деятельность ДШР – Конституция, Положение о Кабинете министров ДШР и др.). 17 января 2025 г. школу посетил Глава Республики Дагестан С.А. Меликов, который полностью поддержал проект и высказал пожелание о его распространении в других школах Республики Дагестан.

Рисунок 2. Учредительный съезд Дагестанской школьной республики в МБОУ «СОШ №58» города Махачкалы

Рисунок 3. Герб Дагестанской школьной республики
Следует отметить, что проект «Дагестанская школьная республика» основан на успешном опыте реализации проекта «Электронная школьная республика» в ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева» города Москвы в 2015-2016 гг., который занял 1 место в конкурсе, проводимом Департаментом образования г. Москвы в 2016 г.).
Таким образом, предлагаемый проект позволяет создать двухступенчатую модель подготовки кадров новой формации для государственного и муниципального управления; обеспечить формирование гражданственности современной молодежи на уровне школы и вуза; обеспечить развитие регионов России за счет воспитания кадров, ориентированных на решение ключевых задач достижения передового места в мировой цивилизации.
Источники и литература
- Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года и на перспективу до 2036 года». Режим доступа – СПС «Консультант плюс».
- Выступление В.В. Путина на Пленарном заседании съезда РСПП.URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73940
- Шахраманьян М.А., Урумова З.С., Казарян М.Л. и др. «Студенческая электронная республика: методология и концепция построения» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 883.
- Шахраманьян М.А., Казарян М.Л. «Компьютерная деловая игра Электронная школьная республика»: методология и принципы построения» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 924.
- Шахраманьян М.А., Казарян М.Л. Компьютерная деловая игра «Электронное студенческое правительство» как эффективная педагогическая модель. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 923.
- Шахраманьян М.А. «Электронная школьная республика (ЭШР): концептуальные и организационно-методические материалы. Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2016620456 от 12.04.2016.