Оксана Крючкова,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1392 им. Д.В. Рябинкина города Москвы
Если человек шагает не в ногу с остальными –
это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика.
Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была.
Генри Дэвид Торо
В данной статье хочу поделиться опытом, связанным с воспитанием инклюзивной культуры у младших школьников. Важно отметить, что к сожалению, в современном обществе можно встретить взрослых людей, которые считают, что дети с ОВЗ не должны учиться, гулять, играть и дружить с детьми без инвалидности. Для воспитания инклюзивной культуры важна цепь «учитель-ученик-родитель/ законный представитель», поэтому заранее необходимо провести анкетирование или беседу с родителями во избежание возникновения противоречий и конфликтных ситуаций. В моей педагогической практике родители/ законные представители учащихся положительно относились к мероприятиям, которые были направлены на воспитание инклюзивной культуры и толерантности.
Инклюзивная культура является частью общей культуры человека. Повышение культуры общения и поведения, в том числе с людьми с инвалидностью, — залог культурно воспитанного общества, в независимости от национальностей, способностей и особенностей.
16 ноября является Международным днём толерантности, который ежегодно я вношу в план воспитательной работы и провожу в форме классного часа или беседы.
Началом мероприятия может стать вопрос: «Чьё тело отличается от остальных?» (рисунок 1).
Учащиеся дают разные ответы. Многие обращают внимание на художника в инвалидном кресле, в то время как строение тела отличается от всех только у пришельца, только у него три глаза, следовательно, иная форма черепа. На данном этапе целесообразно провести беседу не только о разных возможностях, способностях или особенностях людей с инвалидностью, но и о языковых различиях, национальных, религиозных и других. Это означает, что тему беседы надо подобрать в соответствии с особенностями состава класса.
На следующем этапе учащимся предлагается принять участие в «Игре в различия». Данное упражнение помогает детям осознать, что все люди отличаются друг от друга – и своим обликом, и своими способностями, и умениями, и именно этим они интересны и полезны друг другу.
Учащиеся работают в парах. В течение 1 минуты каждый участник занятия должен найти три различия между ним и своим напарником и озвучить эти различия, например:
— Маша, я отличаюсь от тебя тем, что у тебя волосы светлые, а у меня – тёмные,
— Гриша, я отличаюсь от тебя тем, что ты любишь играть в футбол, а я люблю играть в хоккей и т. д.
Каждый ученик должен 3 раза сказать: «(Имя напарника), я отличаюсь от тебя тем, что…». Всего должно быть озвучено по 6 отличий в каждой паре. Будет здорово, если ребята постараются не повторяться. Можно по ходу подсказывать, в чём искать отличия друг от друга:
- фасон и цвет одежды; • рост; • цвет глаз; • форма причёски; • цвет и длина волос; • личные увлечения (хобби);
- успеваемость по различным учебным дисциплинам; • любимые книги и фильмы;
- нелюбимые занятия; • умение что-либо делать; • спортивные увлечения; • как любят отдыхать;
- кто-то умеет хорошо петь, а кто-то учится танцевать;
- кто-то изучает английский язык, а кто-то – немецкий; и т.п.
Если не хватает времени на то, чтобы ответил каждый ученик в классе, то можно провести опрос тех нескольких пар, которые хотят ответить.
По итогам игры учитель предлагает сделать вывод, затем обобщает ответы ребят: «Мы все разные и каждый из нас хорош по-своему. Мы все отличаемся друг от друга – внешностью, привычками, умениями, знаниями в разных областях. Поэтому все мы – внешне разные и умеющие делать разные вещи, – нужны, полезны и интересны друг другу».
Перед учащимися также можно поставить вопрос: «Что было бы, если бы мы были все совершенно одинаковыми?» Учащиеся проявляют большую активность. Данный вопрос способствует профилактике травли в коллективе, ведь дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что все люди разные и это здорово.
Поделюсь своим опытом проведения мероприятия в классе, в котором учится ребёнок с расстройством аутистического спектра (в частности аутизмом).
Учащимся предлагается рассмотреть рисунок 2 и ответить на вопрос: Кто изображён на рисунке?
Кто-то из детей увидит кролика, а кто-то — утку. Мозг каждого человека работает по-разному. Все мы разные.
В видеофрагменте «Аутизм может делать удивительные вещи» (https://vk.com/video-137874878_456239216 ) подробно рассказывается о работе мозга и о людях с аутизмом.
На заключительном этапе мероприятия необходимо озвучить учащимся некоторые особенности общения с человеком с расстройством аутистического спектра.
- Людям с аутизмом может быть сложно воспринимать речь, если вокруг шумно.
- Люди с аутизмом не всегда понимают намеки.
- Людям с аутизмом порой проще написать, чем позвонить.
- Люди с аутизмом могут говорить медленно.
- Люди с аутизмом могут выражать эмоции необычным способом.
Для справки:
Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор и музыкант-виртуоз был человеком с расстройством аутистического спектра.
Билл Гейтс — предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей и бывший крупнейший акционер компании Microsoft был человеком с особенностями поведения, схожими с классическими признаками расстройства аутистического спектра.
Коллеги, пусть каждому ребёнку будет комфортно в классном коллективе. Невозможного не бывает, иногда необходимо приложить чуть больше усилий.
Список литературы:
- «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: «Питер», 2009
- http://perspektiva-inva.ru