Лазутова М.Н.,
советник директора МЦРКПО, д.ист.н.
Три года со дня создания отмечает Молодёжный Профильный Клуб Московского центра развития кадрового потенциала образования. Его девиз – «Стремление! Развитие! Успех!»
Почти 1800 школьников из 240 школ Москвы приобретают творческие компетенции в режиме очных и дистанционных мероприятий. Ребята учатся разрешать конфликты, поддерживать разностороннюю коммуникацию, учатся учиться на ошибках других, приобретают бесценный опыт переноса полученной информации в свою копилку знаний и компетенций.
Почему школьники с таким интересом участвуют в этом проекте МЦРКПО?
После образования Клуба в первый год его работы количество участников мероприятий составляло от 100 до 300 человек, насколько позволяли аудитории Центра. С переходом на онлайн-формат эта цифра возросла многократно.
Нельзя не отметить, как ребята реагируют на выступления ведущих, тренеров и экспертов, среди которых – госчиновники, учёные, представители бизнес-сообщества, директора школ, педагоги и др.!
Как им удалось заинтересовать современных школьников? Сложно, но это произошло. Рецепт успеха в подготовленности тех, кто приходит в аудитории к молодым людям очно или онлайн. МЦРКПО нашёл таких людей (а их немало в Москве!), у которых творческая компонента не только очевидна, но и убедительна для ребят.
Композиционно все занятия проводятся в разных форматах. Причём каждый презентатор выбранной темы использует не только теоретические смыслы, а также жизненный опыт, раскрывая свои профессиональные секреты для членов Молодёжного клуба. Все примеры подаются в контексте «пример-смысл», «факт-смысл». Нестандартность подачи материала, научная позиция объективно погружают участников игры в технику интеллектуального творчества, создают базу для накопления новых знаний, форм поведения и действий.
Что ещё интригует детей в поведении ведущего? Это оригинальность мысли, свои житейские воззрения, ненавязчивые советы и предостережения. Наличие профессиональных знаний в своём деле, зачастую их постоянный поиск, даже неспокойный характер ведущего, дерзновение достичь новых высот, реализовать свои планы и проекты – всё это эффективно и завоёвывает внимание слушателей.
Работа именно таких ведущих способна полностью подчинить себе ассоциативность всех ребячьих интересов, вызывая у них стремление к действиям, поиск себя и своих смыслов в жизни.
Так постепенно формируются трансформационные модели знаний, которые впоследствии переносятся участниками Клуба на решение новых задач. Уже 32 эксперта в различных областях были участниками и ведущими мероприятий Клуба.
Хочется чуть подробнее остановиться на дистанционном общении как успешном шаге к обмену мнениями, диалогу между школьниками России.
Практически все, кто имеет отношение к московскому, да и российскому образованию, оценили ситуацию с дистанционным обучением и теми технологиями, которые пришли в школы в период ограничений весной 2020 года.
Большинство директоров школ, учителей, родителей, руководителей органов образования России отмечают, что школьники оказались достаточно подготовлены и мобильны в условиях дистанционного обучения. Они легко работали на разных информационных платформах, были оперативны в поиске нужного материала.
Известно, детям бывает интересно только тогда, когда они получают две важные составляющие в процессе обучения: формирование внутреннего мотива творчества и реализация его в различных формах деятельности. Отсутствие, либо ослабление одной из этих составляющих объективно приводит к результату: «неинтересно», «скучно», «нет ничего нового», «мне надоело».
Организаторам Клуба удаётся так выстраивать работу, что московским старшеклассникам не бывает скучно и неинтересно. Да и не только московским. Уже есть опыт проведения онлайн-игры, в которой помимо московских школьников 8-11 классов приняли участие более 100 школьников из Уфы и Владикавказа. Почему именно из этих городов?
Всё просто: в Уфе и Владикавказе МЦРКПО провёл специальные тренинги-семинары, на которых отрабатывались современные управленческие компетенции местных педагогов. Поэтому участие в онлайн-игре детей из этих городов было оригинальной практикой и отработкой профессиональных компетенций педагогов.
Подчеркнём, что работа над мотивацией школьников – это наиболее сложный вопрос педагогики и психологии.
В качестве определения мотивации участники игры должны были назвать личные мотивы своей учёбы, дальнейшей деятельности, а также предположить мотивы разных участников образовательного процесса, например, родителей и других значимых людей. Им предстояло в онлайн-режиме аргументированно сформулировать свою позицию, представить её как некую цель, наглядно показать результаты своей мыслительной и творческой работы.
Школьники продемонстрировали высокий уровень понимания того, как организовать себя к будущей активной деятельности, на чём сконцентрировать внимание во время учёбы, какие элементы воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития лежат в основе мотивации.
В форме увлекательной игры они побуждали себя и друг друга к творческой, мыслительной и интересной деятельности.
Как видим, дистанционная форма также ведёт к поиску и формированию технологии выработки лидерских качеств у детей, их личной мотивации, возможности приобретения в ходе подобных мероприятий не только единомышленников, соратников, но также и оппонентов.
Всем участникам игры нужно было доказать свою точку зрения, убедить в ней присутствующих, а это возможно только в результате сформированной внутренней мотивации к саморазвитию, достижению своих целей, возможности подняться на новый уровень и построить лестницу активной творческой жизни, ступени которой формируются в значительной степени в школьном коллективе.
Новый формат общения в дистанционном режиме школьников не только Москвы, но и всей России — большая и ценная управленческая находка МЦРКПО, и мы желаем этому проекту дальнейшей успешной работы.