Соколова Д.Ю.,
директор Школы №1619
Как привить современному ребёнку интерес и уважение к книге, любовь к чтению и к художественному слову? Как открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение?..
С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей — в детстве. Ребёнок – дошкольник, любящий книгу, обладает бесценным даром легко «входить» в её содержание, «проживать» его. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.
По ФГОС ДО приобщение детей к чтению проходит через две образовательные области: развитие речи, которое включает в себя знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; художественно-эстетическое развитие, предполагающее восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте направлен на воспитание разностороннего, заинтересованного читателя и состоит из двух этапов:
- пассивный, когда ребёнок является слушателем произведений, которые ему читают взрослые;
- активный, когда ребёнок проявляет интерес к книге, просит взрослых читать ему, начинает читать сам.
В нашей школе мы выстроили систему формирования читательской грамотности у дошкольников, которая включает следующие направления:
- активизация и развитие слухового восприятия посредством чтения художественной литературы;
- обогащение активного и пассивного словаря с целью развития понятийного компонента речи;
- формирование словесно-логического мышления как фундамента развития познавательной среды;
- организация сотрудничества детей и взрослых (педагогов и родителей) в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребёнка;
- создание условий для развития у воспитанников, в процессе знакомства с художественной литературой, воображения, любознательности, желания изучить и исследовать окружающий мир;
- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания.
Конечно, воспитатели ведут тщательный отбор литературных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса, придерживаясь правил:
- целесообразность использования произведений в детской аудитории;
- художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Нельзя исключать семью из этой системы. Ведь семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Читающие родители становятся образцом для подражания. А мы, школа, можем помочь в подборе литературы для чтения дома.
В дошкольных группах оформлены «Центры книги», где есть уютные места для чтения и литературного творчества, где ребёнок может по своему вкусу выбрать разнообразную по жанрам литератур, спокойно рассмотреть книгу и при желании взять домой для чтения. В «Центрах книги» воспитатели организуют тематические выставки.
Традицией стало проведение «Книжкиных именин», «Недели книг», творческих вечеров детских писателей и поэтов, сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплётная мастерская», игр-драматизаций, театрализации сказок.
Приоритет в ознакомлении детей с художественной литературой отдан совместной деятельности взрослых и детей. В распорядок дня детей каждой возрастной группы включено ежедневное чтение художественной литературы вне занятий. Воспитатели активно используют художественную литературу как смысловой фон других видов совместной деятельности. Если внимательно отнестись к литературным текстам, то можно обнаружить кладезь тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской деятельности.
В рамках проекта «Книга – лучший друг» организуются экскурсии в детскую библиотеку, где проходят беседы, знакомства с новинками детской литературы, и встречи с работниками детской библиотеки — уже в стенах образовательной организации.
Для родителей в рамках «Родительского клуба» проводятся мастер-классы, консультации, семинары. Педагоги показывают родителям на практике, что чтение помогает достичь максимально возможных успехов в общем развитии детей дошкольного возраста и в преодолении речевых трудностей.
Проводя всю эту работу, мы ожидаем следующих результатов:
- повышение уровня развития речи детей;
- сформированность учебных и коммуникативных компетентностей;
- повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
- возрождение традиций семейного чтения;
- обобщение и распространения опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.