Людмила Викторовна Резничук — воспитатель,
Школы №1310 города Москвы
Всем, кто работает с дошкольниками, известна фраза, ставшая для них своеобразным девизом: «Ум ребёнка – в пальчиках». Не согласиться с этим утверждением нельзя!
Развитая мелкая моторика руки – гарант успешности дошкольника в сложнейшем виде деятельности – учебной. Физические усилия, усидчивость, усердность, которые потребуются от ребёнка и время, затраченное на формирование навыка – необходимая база для развития руки.
Творческие виды деятельности позволяют сделать труд по развитию моторики обволакивающе интересным, вызывающим желание возвращаться к нему вновь и вновь, открывать и создавать что-то новое. Причём, это новое может быть как воспроизводством уже известных моделей и объектов, так и оригинальным образцом, результатом фантазии ребёнка. А возможность увидеть конечный результат творческого полёта воображения достаточно быстро создаёт потребность обращаться к данному виду деятельности так часто, как того хочет ребёнок.
Умный, знающий, эмоциональный, отзывчивый, умелый и терпеливый взрослый – проводник дошкольника в мир творчества. Кто он? Им может быть воспитатель, родитель, старшие братья и сёстры. Но чаще всего именно воспитатель (педагог) становится наставником. Он одним из первых открывает ребёнку секреты творчества, показывает все грани этого сложного процесса, обучает необходимым умениям, сорадуется первым успехам и достижениям. Без наставничества сложно овладеть творческими видами деятельности.
Мелкая моторика руки – это способность выполнять высокодифференцированные точные движения кистями и пальцами рук в результате точно скоординированных действий важнейших систем человека: нервной, мышечной, костной. Высокий уровень развития мелкой моторики руки свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Развивая руку, её тонкую моторику, мы развиваем мозг ребёнка, совершенствуем его психические процессы и, одно из самых сложных направлений развития в этом возрасте: устную, а в дальнейшем и письменную речь.
Рука малыша начинает развиваться с рождения. На каждом этапе взросления перед ребёнком стоят сложные задачи по развитию руки. Апогеем развития мелкой моторики является старший дошкольный возраст. К этому периоду мышцы руки ребёнка уже представляют собой сложно настроенный двигательный аппарат. Однако, нервная регуляция движений руки ещё не совершенна, мелкие мышцы недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Главным условием успешности данного процесса являются ежедневные, длительные по времени упражнения, занятия, тренировки по развитию мелкой моторики руки. Именно творческие продуктивные виды деятельности создают необходимую мотивационную, деятельностную платформу для развития руки ребёнка.
Творческие продуктивные виды деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста
Рисование
Лепка
Аппликация
Ручной труд
Создание рисунков на листе бумаги с помощью различных изобразительных материалов и техник.
Создание объёмных образов или композиций из различных пластичных материалов.
Изображение с использованием бумаги и других материалов с помощью последовательных действий: вырезание, накладывание и наклеивание на основу.
Изготовление объёмных поделок из бумаги, картона, бросового и природного материалов.
Нетрадиционные способы рисования:
рисование по мокрому, тампонирование,
рисование пальчиками/ ладошками,
тычковое рисование, оттиск, граттаж,
рисование расческой/ зубной щёткой,
рисование солью/ крупами/ песком,
кляксография, набрызг, монотипия и др.
Нетрадиционные способы лепки:
пластилинография, отпечатывание,
лепка из колец, процарапывание на пластилине,
лепка на каркасе/ на форме, тестопластика,
лепка из бумажной массы,барельеф и др.
Нетрадиционные способы аппликации:
плоскостная аппликация, обрывная,
модульная, квиллинг, торцевание, оригами,
декупаж, коллаж, объёмная аппликация и др.
Нетрадиционные способы ручного труда:
мозаика из ткани/ бумаги, ватные палочки,
комкование, карандашная стружка,
бумагоскручивание, работа с мулине/ шерстяной нитью
папье-маше и др.
Современные программы воспитания, обучения и развития дошкольника предусматривают необходимые условия достижения успешности ребёнка в творчестве. Но место творческих продуктивных видов деятельности не только в специально организованном образовательном пространстве, но и в свободной деятельности воспитанника. Опыт показывает, что только ежедневная тренировка руки позволит достигнуть ребёнку желаемого уровня успешности в учебном процессе школы. Поэтому предметная, пространственная среда в группе детского сада создаёт необходимую базу для развития мелкой моторики. В открытом доступе всегда должны находиться бумага, карандаши, трафареты, контуры для раскрашивания, пластилин, краски, цветная бумага, бросовый материал и многое другое для реализации творческих задумок ребёнка. И самое главное, взрослый – наставник, подсказчик, воодушевитель, сопереживатель – ежеминутно готовый прийти на помощь ребёнку.
Попробуем расставить приоритеты. На первое место по влиянию на развитие мелкой моторики руки ребёнка, вероятно, нужно поставить рисование. Именно с него ребёнок начинает творческий путь.
В процессе создания графических образов происходит координационное взаимодействие двух важнейших систем познания мира – руки и глаза ребёнка. Создавать изображения возможно карандашами, мелками, фломастерами и другими инструментами, близкими по форме к тем, которые в школе будут использоваться для письма. Поэтому так важны первоначальные графические навыки ребёнка. Первое, что делает педагог – воспитатель, помогает ребёнку верно взять в руки карандаш, обучает складывать большой, средний и указательный пальцы в «щепотку», т.е. закладывает первые двигательные умения руки. Рассматривая детские рисунки, воспитатель может определить уровень развития моторики и спланировать индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Отдельное внимание необходимо уделить раскрашиванию. Учитывая первичную задачу – развитие мелкой моторики, раскрашивать необходимо теми инструментами, которые дают максимальную мышечную нагрузку. Таким универсальным инструментом является карандаш. Идеально подходят толстые трёхгранные карандаши. Пальцы ребёнка сами собой правильно ложатся на грани. Карандаши для рисования и раскрашивания должны быть достаточно мягкими, дающими красивый яркий цвет, что очень нравится детям и позволяет поддерживать живой интерес к рисованию.
Нельзя не сказать о красках – гуашь, акварель, пальчиковые и др. При применении красок для создания образов мышечная нагрузка на руку гораздо ниже, чем при рисовании карандашом, но тонкость выполнения движений создаёт необходимое мышечное напряжение руки, сложная мышечно-зрительная координация дополняет нагрузку.
Лепка является также притягательной творческой продуктивной деятельностью для ребёнка. К старшему дошкольному возрасту он овладевает достаточным арсеналом мелких движений руки, которые позволяют создавать образы, легко узнаваемые другими. Современные материалы, используемые при лепке, настолько обширны, что с трудом поддаются полному перечислению. Выбор материала для лепки зависит от необходимой степени нагрузки на руку. На первоначальных этапах знакомства детей с данным видом деятельности необходимо применять те материалы, которые доступны ребёнку по его физическим возможностям. Степень упругости используемой пластичной массы следует увеличивать постепенно, в соответствии с уровнем физической готовности ребёнка.
Главным преимуществом лепки перед другими видами творческой продуктивной деятельности является то, что ребёнок работает с материалом обеими руками. Стараясь как можно точнее передать форму желаемого предмета, ребёнок оперирует всеми десятью пальцами, что приводит к усовершенствованию координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий мозга ребёнка.
Современные пластичные лепные массы позволяют расширить возможности деятельности. Прекрасным направлением лепки, например, является пластилинография. Создание красочных плоскостных «рисунков» из пластилина вызывает восторг у ребёнка. Пластилинография требует огромной предварительной подготовки: продумать объекты изображения, изготовить шаблон, подготовить необходимые по форме и по размеру лепные элементы, точно и аккуратно разместить их на плоскостном материале. Таким образом, ребёнок оказывается в ситуации необходимости планирования своей деятельности с дальнейшим выполнением этого плана.
Работа с бумагой один из привлекательных, любимых видов деятельности ребёнка. Бумага многообразна в применении, с ней легко работать, её можно складывать/ сминать/ разрывать/ резать/ склеивать и т.д. Она является материальной основой для многих игр ребёнка. Манипуляции с бумагой не только развивают мелкую моторику руки, но и обладают психотерапевтическим эффектом, снимают эмоциональное, мышечное напряжение. При постоянной работе с бумагой пальцы рук ребёнка становятся сильными, гибкими, движения скоординированными. Отдельно надо сказать о работе с ножницами, которая требует от ребёнка особенных умений, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно: большой, указательный и средний – каждый выполняет свою работу.
Не стоит забывать и о таком виде творческой продуктивной деятельности, как работа с природным и бросовым материалом, который бывает чрезвычайно хрупок, сложен в конструктивном решении и требует воображения. В данном виде деятельности возрастает роль педагога на всех её этапах. Совместная деятельность со взрослым окрыляет ребёнка, даёт ему веру в свои творческие силы, помогает обрести уверенность и самостоятельность. Здесь особенно важно соблюдать этапы в работе: разминка, разогрев мышц перед длительной эффективной работой руки — можно использовать самомассаж каждого пальчика, поглаживание, растирание и похлопывание. Можно использовать обширный арсенал пальчиковых гимнастик и разминочных упражнений. Педагог на своём примере, а затем на руке ребёнка показывает последовательность и правильность выполнения движений. Чрезвычайно эффективны упражнения по прокатыванию и перекладывание различных мелких предметов из одной руки в другую. Думается, что необходимость предварительной тренажёрной разминки понятна, а выбор способов её реализации оставим педагогу на его усмотрение.
Для педагога важно понимание того, что выполнение вышеперечисленных творческих работ направлены не только на развитие мелкой моторики руки и на получение результата – поделки, но и в долгосрочной перспективе – на освоение письма в школе. И если педагог работал в этом направлении честно, планомерно, со знанием дела, то его выпускники будут иметь большой арсенал скоординированных движений рук, достаточно высокий уровень мышечной готовности к нагрузкам, эффективно работающую связку рука – глаз, научатся легко и свободно управлять своей рукой.
Успехов, коллеги!
Литература:
- Дудьев В.П. Психомоторика: словарь – справочник. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
- Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. – 2 – е изд. М.: Джангар, 2012
- Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002