Бычкова Н.И.,
методист Школы №1811 «Восточное Измайлово»,
кандидат психологических наук
По моему внутреннему ощущению, традиционная классно-урочная система, по крайней мере, в московском образовании, всё больше отходит на второй план, уступая место более динамичным, современным, но от этого не менее содержательным формам образования.
В Школе №1811 «Восточное Измайлово» передовые, инновационные направления уже давно стали традицией. Так, в этом году Школа отмечала 20-летие Детско-Взрослой Академии (внеурочной формы открытого образования). Детско-Взрослая Академия – это не просто образовательные сессии, это уникальная по своей концентрации и насыщенности жизнь (обычно — это выезд школьников и педагогов на неделю в пансионат) самых разных профессионалов – учителей-предметников, художников и поэтов, киносценаристов, режиссеров и актеров и, конечно же, ребят, начиная от самых маленьких и до самых старших. Для описания и понимания феномена Академии можно написать отдельную большую статью. В Школе также регулярно проводятся образовательные игры, где ученики совместно с педагогами и методологами погружаются в ту или иную область знания и делают собственные открытия!
В этом году мы решили попробовать такие развивающие надпредметные формы образования с самыми маленькими – дошколятами.
21 октября 2017 года дошкольники вместе с родителями участвовали в квесте «Тайны Измайловского леса», который проходил в Измайловском лесопарке в рамках проекта «Путешествие натуралиста». Для того, чтобы помочь найти Незнайке спрятанный в лесу клад, ребятам необходимо было пройти несколько станций и решить ряд задачек:
- найти ошибки в гербарии, который сделал Незнайка из осенних листьев,
- собрать свой собственный гербарий (дети с удивлением узнали, что, оказывается, рябины бывают разные),
- помочь Незнайке определить, какие звери обитают в нашем лесопарке, объяснить, какие плоды растут на деревьях и почему на них не может вырасти мандарин,
- сделать вместе с родителями портрет осени из листьев,
- пройти спортивную эстафету.
За правильно выполненные задания всех ждали призы.
Организаторы квеста – Александр Олексенко, к.б.н., Нина Бычкова, методист, к.психол.н., Марта Севостьянова, педагог-психолог и воспитатели Тюрина Галина и Пронкина Анастасия.
Было динамично и весело, несмотря на первый снег. Стало понятно, что при подготовке надо разрабатывать задания не только для дошкольников, но и более старших детей и их родителей, ведь им тоже очень хочется принять участие! Родители активно включаются, часто даже оттесняя детей и делая задания за них. Как сказали потом воспитатели, родители были проблематизированы: поняли, что сами не знают того, что изучают дети. Аналогичная ситуация была с квестом в Музее космонавтики! Родители подходили и говорили: «Мы узнали для себя много нового, приглашайте нас ещё!» В общем, по всей видимости, надо изначально (по крайней мере, на этапе детского сада и начальной школы) рассматривать сетевые проекты как семейные культурные формы освоения содержания образования. И итоги проекта подводить тоже семейные. Родители, например, неоднократно просили, чтобы конкурс по анималистике был не только для детей, но и для родителей! И ещё важно помнить, что содержание для нас и игровая оболочка для детей, фигура и фон постоянно меняются местами. Детям гораздо интереснее искать клад, чем разбираться с тем, почему рябины бывают разные.
Возможно ли превратить познавательную мотивацию в реальную мотивацию для дошкольника?
Впереди еще много занимательных путешествий и интересных открытий! И остаются вопросы, которые, несомненно, требуют решения — о соотнесении, соорганизации различных образовательных форм, как традиционных, так и нетрадиционных и о переносе результатов, полученных в Академии, игре или квесте в практику образования!