Замятина Ю.В.,
директор Школы №2072
Истоки творчества многих выдающихся художников, композиторов, архитекторов, как показывают исследования, обнаруживаются именно в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст часто называют «золотым периодом творчества». Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные «открытия» себя и окружающего мира — все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию ростков творчества. Вспомним, что у дошкольников в первую очередь должно формироваться наглядно-образное мышление…
Однако, из-за занятости родителей и бесконтрольного использования в игровой деятельности детьми компьютеров, планшетов и мобильных телефонов у детей дошкольного возраста незаметно развивается клиповое мышление, вытесняя наглядно-образное. Педагоги давно заметили, что научившись мыслить поверхностно, дети не могут понимать и вникать в ход чужих мыслей. Увлекаясь восприятием краткосрочной информации, дети не вникают в её суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к разного рода манипуляциям. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких- либо действий. Само клиповое мышление – это процедура воспроизведения множества различных свойств и элементов, без учёта связи между ними, что характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.
Зачастую, непосредственная образовательная деятельность в дошкольных группах сводится к запоминанию приёмов действия, типовых способов решения заданий. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют способность к творчеству. Такой подход предполагает традиционный стиль обучения, который направлен на развитие мыслительных способностей. Однако надо предоставить детям возможность развивать и творческие стороны личности.
Педагогов, психологов и родителей волнуют вопросы: «Как своевременно заметить и оценить первые признаки изменения в развитии маленького человека?», «Как помочь ему не потерять природные задатки и не дать деформироваться идеальному ходу развития нового человека?»
В ГБОУ Школе №2072, в дошкольных группах, для решения данной проблемы, педагоги активно используют новую технологию — рисование с помощью 3D ручки, что стимулирует развитие креативных способностей дошкольников, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время таких занятий тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что очень полезно для развития наглядно-образного мышления. Эта ручка несравнимо полезнее для развития ребёнка, чем игровая приставка, компьютер и другие гаджеты. Такой вид деятельности позволяет учиться мыслить объёмными образами, формировать понятие о центре объекта, его углах, высоте, ширине, симметрии и пропорциях. Ребёнок имеет возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов путём некоторых преобразований получаются объёмные фигуры. У детей происходит развитие аналитической стороны мышления. Для того чтобы что-то создать, необходим определенный замысел, композиция. Только создав в своём сознании план действий, ребёнок приступает к работе. Развитие продуктивных навыков у дошкольников помогает развить эстетическую, нравственную, умственную и физическую стороны мышления. В перспективе — развитие навыков трехмерного мышления, которое способствует составлению композиции.
В настоящее время вопрос о развитии основ креативного мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно-эстетического и интеллектуального развития детей. Креатив, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры, не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Навыки проектирования, которые дает 3D ручка, неоценимы.
3D ручка проста в обращении независимо от того, кто ею пользуется, будь то старший дошкольник, будь то взрослый, всем очень интересно. Потому, что это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования.
В дошкольных группах школы педагоги используют 3D ручку на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с начала учебного года. С помощью 3D раскрасок, которые позволяют детям делать цветные картинки объёмными, педагоги побуждают интерес к процессу раскрашивания и результату. Данные занятия развивают у детей творческие навыки, позволяют оживить свои фантазии, что является важным для развития значимых психических функций. Наблюдая за поведением детей в самостоятельной деятельности в течение года, педагоги отмечают заметное развитие продуктивных навыков:
- развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
- совершенствование его интеллектуальных способностей;
- развитие психических процессов;
- развитие физических качеств;
- формирование понятий о пространстве, форме и композиции;
- приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
- развитие усидчивости, трудолюбия, логики.
Активное использование 3D ручек раскрывает новые возможности для всех участников образовательного процесса:
- для педагогов – обогащение педагогических технологий новыми методами и приёмами, повышение мотивации и заинтересованности детей дошкольного возраста;
- для родителей – возможность включения в образовательные процессы в интересах гармоничного развития детей;
- для детей – интересные и увлекательные занятия, освоение многогранного мира предметов, развитие креативности.