Татьяна Баранова — заместитель заведующего по ВМР,
Лариса Толовенкова — учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 40»
г.Северск, Томской области
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать самому – и я пойму.
Профориентация дошкольников – это новое направление в психологии и педагогике. Профессиональная ориентация предполагает систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, оказания ему помощи в выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Одна из основных задач ФГОС дошкольного образования – социально -коммуникативное развитие ребенка и формирование у него этой базовой компетентности. В современном мире приобщение к социальному миру является актуальной проблемой в процессе становления личности ребенка-дошкольника, особенно ребенка с проблемами в развитии.
По мнению Д.Б.Эльконина, личность ребенка создаётся внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». Знакомясь с окружающим миром, ребенок реализует определенные потребности, мотивы и задачи (ребенок — взрослый) и овладевает способами действия с предметным миром (ребенок — предмет). Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. И здесь главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Для игровой деятельности наших воспитанников — детей с ограниченными возможностями здоровья — характерно неумение без помощи взрослого придумать и развернуть сюжетно-ролевую игру. Их игра отличается скудостью развития сюжета, примитивностью диалогов, шаблонностью действий. Дети не всегда способны контролировать свои эмоции и поведение, демонстрируя при этом невысокую познавательную и коммуникативную активность. Понятия об окружающем мире у детей с ОВЗ ограничены, многие термины им непонятны. Рассказы о профессиях сводятся к элементарному знакомству с профессиями взрослых в детском саду: повар, врач, воспитатель, помощник воспитателя. Большой процент семей воспитанников имеет статус «неблагополучных», поэтому рассчитывать на то, что родители познакомят их с социальным окружением в достаточной мере, мы не могли.
Именно поэтому для ознакомления дошкольников с ОВЗ с ближайшим социумом и профессиями взрослых мы разработали маршрут «социального туризма». Два года в ДОУ успешно реализовывался проект «Чем пахнут ремесла». Дети побывали в местах, в которых никогда прежде им не приходилось бывать — аптеке, парикмахерской, ЖЭУ, ателье по ремонту одежды, на почте, в пожарной части и полиции. Они познакомились с профессиями взрослых, о которых ранее только слышали. Проект был представлен на разных уровнях и получил высокую оценку.
Условия самоизоляции внесли коррективы в нашу жизнь. И тогда родился проект «ИгрАполис» — город детей и город профессий. Мы предположили, что создание в детском саду специального игрового пространства и организации в нем доступных условий для существования, позволит детям с ОВЗ усваивать социальный опыт быстрее и прочнее в новом качестве.
В течение двух лет 1 раз в квартал в ДОУ проходит игровое событие «ИгрАполис» — в помещениях детского сада создаются различные локации, наполненные реальными, взрослыми профессиональными предметами и атрибутами, а воспитанники абсолютно органично себя чувствуют, осваивая с их помощью азы профессий взрослых. Как подчеркивал З. Фрейд, все дети хотят быть большими, отсюда и происходит развитие игровых форм деятельности. В игре ребенок моделирует различные сферы человеческой жизни, которые существуют в обществе. В игре дети, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают формы отношений, которые будут реализованы впоследствии.
На это время дети побывали на импровизированных ферме и театре, в армии, в ателье по стирке и ремонту одежды, в салоне у косметолога и в поликлинике, на стройке и в кафе. Наши воспитанники научились ухаживать и кормить почти настоящую корову, доить ее и получать настоящее (!) молоко. Пробовали стирать и шить на швейной машинке, работать шуруповертом и забивать гвозди настоящим молотком, печь блины и готовить вегетарианскую шаурму, были солдатами и устраивали нешуточные баталии под руководством папы-военного. Кем только не становились ребята за это время – почтальонами и ветеринарами, врачами-терапевтами и косметологами, строителями и малярами, архитекторами-конструкторами и художниками-оформителями, гримерами и декораторами, пожарными и кулинарами. Освоили навыки розлива напитков и их упаковки, научились обращаться с настоящим пылесосом и современной чудо — шваброй.
Следует отметить, что участниками этих игровых событий становятся ВСЕ воспитанники, независимо от возраста. Детям, которые испытывают затруднения, помогают «феи» — взрослые участники мероприятий, которые помогают им получить социальный опыт и освоить действия с предметами, находясь рядом, вместе с ребенком, а не над ним.
Проект «ИгрАполис – город профессий» — попытка вернуть свободную игру в жизнь ребенка и детского сада в целом. Проект представляет собой четкий алгоритм, комплексную систему работы педагогов по ранней профориентации детей, поддержке и развитию игровой деятельности через существенные изменения во взаимодействии с детьми, в организации образовательного процесса, ориентированного на ребенка. «ИгрАполис» — это продуманные игровые центры в условиях детского сада, где дети развивают навыки, которые будут им полезны на протяжении всей жизни. Это целый город интересных профессий, где правят дети и где можно попробовать стать кем угодно.
Наблюдения за игровой деятельностью, проводимой в рамках представленных проектов, и мониторинг уровня развития старших дошкольников с ОВЗ позволяет сделать следующие выводы: дети демонстрируют показатели социальной, коммуникативной и профессиональной компетентностей, сформированные на достаточном уровне, а именно:
— имеют устойчивые представления о профессиях и занятиях взрослых, о необходимости уважать труд взрослых;
— повышается уровень познавательной активности, многие термины и явления окружающего мира становятся ближе и доступнее;
— качество сюжетно-ролевых игр становится выше, игры продолжительнее, а диалоги интереснее.
У детей гораздо прочнее формируются:
— представления о правилах поведения в общественных местах;
— понимание настроения партнера на вербальном и невербальном уровне, понимание последствий своих и чужих поступков в играх и бытовых ситуациях;
— проявления толерантности, соучастия, эмпатии;
— умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;
— умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения.
Как в игре, так и в повседневной жизни, у детей наблюдается наличие внутренней мотивации и собственного желания вести себя социально приемлемым образом в различных жизненных ситуациях.
По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с большим интересом принимают участие в проекте, помогая в организации игровых пространств и пополняя развивающую среду в группах.
Представленная проектная деятельность дает положительные результаты, и мы с уверенностью можем рекомендовать такое направление работы коллегам.
Литература
- Астахова Т.Н.»И каждой профессии — слава и честь!» / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем — 2008, № 6.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие/ В.П. Кондрашов. – М.: Изд-во Николаев, 2004.
- Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников /авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: учеб. пособие/ Т.И. Бабаева [и др]. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки – 2005, № 3,5,6.
Электронные Интернет – ресурсы