Жанна Буракова,
воспитатель школы № 1324
Одной из проблем в современном мире является синдром гиперактивности, часто сопровождающийся дефицитом внимания, который формируется у детей и подростков. Данный синдром все чаще устанавливается у современных малышей. Это не только медицинская, но и социальная проблема – эти дети трудно адаптируются в коллективе, для их воспитания и обучения требуются специально подготовленные педагоги, им нужно особое внимание и условия для жизни. Все это на современном этапе затрудняет жизнь родителей и особого малыша.
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе.
Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Такое состояние существует, его необходимо диагностировать, корректировать и лечить.
Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня. Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится, заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше. Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет четыре к одному в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.
Каковы же симптомы у дошкольников. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру). На занятиях путают задания, быстро забывают заданный вопрос. Тяжело уложить спать. Малыши в три года непослушны и капризны, очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются. Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ. Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены. Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.
Когда взрослые слышат о гиперактивности, то представляют ребенка, у которого «внутри вечный двигатель». Но это не единственно возможная картина. Если у детей проявляются симптомы СДВГ, то возникают трудности в обучении, поведенческие проблемы. Иные родители успокаиваются, мол, это болезнь, и нашей вины здесь нет. Расслабляться нельзя, надо лечить, правильно организовать жизнь ребенка и его взаимодействие с окружением. Тогда гиперактивность обернется на пользу, сформируется умение концентрировать внимание. Для детей с СДВГ симптомы заключаются в неспособности долго удерживать на чем-либо внимание и чрезмерной подвижности. Ошибаясь, ребенок не замечает своих оплошностей, не вслушивается в замечания и объяснения. Порой совершает множество ненужных движений, вертится, резко встает. Нарушения поведения особенно бросаются в глаза, когда другие ребята в это время увлечены ролевой игрой или учебными занятиями.
Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встает вопрос о специфике обучения таких детей, о подготовке психологов и педагогов для работы с ними. Уникальные характеристики учащихся с СДВГ могут затруднить для них и процесс обучения, и формирование позитивной самооценки, и возможность выражать себя и приобретать определенные учебные навыки. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты, легкими, быстрыми и веселыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес).
В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Ребенок всегда готов слушать и смотреть, а когда информация хорошо систематизирована, он легко научится ею пользоваться и с радостью это демонстрирует. Напротив, отрицательные эмоции, когда ребенок не может вспомнить того, что требуется, заставляют его избегать «учебных» ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучиться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию.
Если ребенок совсем не умеет читать и писать (слабо знаком с алфавитом), то при одновременном, параллельном обучении этим навыкам, как это предусмотрено общеобразовательной программой, не сформируется ни тот, ни другой. Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой образ слова в процессе обучения чтению, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам. При этом характерными ошибками будут добавления, выпадения различных элементов и целых букв, так как не допускать искажений только с помощью визуального контроля на самом деле очень сложно.
При обучении чтению цель – понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому сначала надо дать ребенку возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с СДВГ обычно практически отсутствует. Поэтому они как могут озвучивают текст, так как от них это требуют в первую очередь, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, что потом дети не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. За это их не хвалят. Непонятность и постоянные неприятности постепенно превращают чтение в особо ненавистную деятельность.
Математика, как более четкая и алгоритмичная наука, усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем чтение и письмо. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше «проиграть» его с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.
У детей с СДВГ часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Работая в диалоге с учителем или родителями, ребенок может демонстрировать понимание, правильно выполнять задания, отвечать на вопросы. Однако, если это было единичное занятие и его содержание не повторялось и не закрепилось, то в голове у ребенка может ничего не остаться. Поэтому дальнейшее объяснение материала становится неэффективным и непонимание, в итоге, может стать абсолютным. Когда учителя или родители сталкиваются с подобным явлением, им кажется, что дети поступают так по какому-то злому умыслу. Взрослые не могут понять, почему ребенок вдруг ничего не помнит из того, что он недавно сам правильно делал или отвечал. При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, потому что разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т. е. забывается («стирается»), казалось бы, усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.
Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.
Основные проблемы в развитии мышления у таких детей вызваны тем, что мышление долгое время остается как бы «линейным». Интеллектуальный анализ оказывается возможным только по одному параметру и в одном направлении. При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативные память и мышление, значительно повышая общую эффективность собственной мыслительной деятельности. Визуальное мышление хорошо развивается в играх, связанных с моделированием, конструированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам (конструкторы, мозаики, кубики и пр.).
Психологическое сопровождение детей с СДВГ показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности. Дети отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается. При интенсивном лечении, избавившись от невнимательности, дети становятся медлительными. Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ можно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала.
Нужно как можно быстрее приступать к коррекции синдрома гиперактивности. Для этого родителям нужно обратить внимание на настораживающие симптомы и обратиться к квалифицированному врачу. Основное лечение происходит в игровой форме, специалист помогает малышу отыскать тот внутренний ресурс, при помощи которого можно успешно контролировать свое поведение.
Детям с синдромом гиперактивности требуется уделять как можно больше внимания, родителям следует окружить таких малышей заботой и любовью. К сожалению, полностью вылечить гиперактивность у детей не представляется возможным, однако своевременная помощь позволяет скорректировать поведение малыша в нужную сторону. Правильная коррекция и адекватный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белехов Ю. Н., Давиденко Н. В. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью// актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии №1(6). – М.: МПСИ, 2008.
- Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь /Под ред. М. М. Безруких. – М.: Изд-во Моск. Психолого-пед. института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. – 248 с.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для СПО. — Москва: ЮРАЙТ, 2019
- Ибрагимова Х.Ш. кызы. «Работа психолога с детьми с СДВГ». Молодой ученый №14 (148) апрель 2017
- Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Генезис, 2010
- http://postnauka.ru/. «Учить учиться», Что такое СДВГ? (мультфильм познавательный)
- Режиссер Эрик Розенланд, «Falling Letters» мультфильм
- Роман Савин. Аудиокнига «СДВГ лайф или записки из непоседского дома»