Белова Оксана Анатольевна,
педагог-психолог школы №1246
На долгом пути от рождения до 6 лет происходят «вспышки» особой восприимчивости к тем или иным видам деятельности. Это отрезки в жизни каждого ребенка, когда ему легко удается то, на что в другой момент потребовалось бы немало времени. Поэтому очень важно, чтобы в момент, когда «дверца восприятия» распахивается, рядом с растущей личностью оказалось то, что особенно важно именно ей.
Периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования – сенситивные периоды.
В нашей стране основы изучения возрастной сенситивности заложил Л.С. Выготский в 1930-е годы.
В конце 50-х годов XX века советский педагог Б.Н. Никитин высказал мнение, что всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и целенаправленно обучать. Если способности не развивать, то они начинают утрачиваться, деградировать.
Всем известны печальные истории детей маугли. Воспитанные животными с раннего детства, они теряли способность разговаривать и, будучи помещенными в благоприятную среду, так и не «очеловечивались», оставаясь маленькими зверьками.
В середине ХХ века ученый Остин Рейзен проводил исследование сенсорной депривации на обезьянах. Новорожденных (здоровых) детенышей шимпанзе растили в кромешной темноте. Через год они оказывались абсолютно слепыми – у них были атрофирована сетчатка глаза. Если детенышей шимпанзе растили в темноте до семи месяцев, а после помещали в обычную среду, то изменения были обратимы. Но более длительное пребывание животных в темноте убивало клетки мозга, которые отвечали за эту функцию.
Жизненный опыт, его объем и разнообразие в значительной степени определяет наши последующие способности. Другие исследования подтвердили, что мозг животных, выросших в окружении игрушек и других детенышей, с которыми можно было играть, весил больше и содержал большее количество нервных связей, чем мозг животных, выращенных в стандартных лабораторных условиях.
Нужно понимать, что мозг ребенка должен созреть к каждой конкретной функции, соответствующие нервные пути должны сформироваться, отстроиться, заработать. Торопить ребенка в его развитии – это травмировать его психику и самим травмироваться. Переживая «комплекс плохого родителя», Мария Монтессори писала: «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, то есть принудительно учиться читать, писать и прочее, то к результату они приходят позже или не приходят совсем».
Сенситивные периоды развития
- От рождения до 5,5 лет – период сенсорного развития
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
В этот период ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Полезны рамки-вкладыши, многоярусные стаканчики-пирамидки, домики — сортеры и пр.
- От рождения до 6 лет – период активного развития речи
К 4,5 месяцам младенец способен по-своему воспринимать речь. К одному году нормально развивающийся ребенок начинает говорить первые сознательные слова.
К 1 году и 6 мес. малыш начинает пытаться словами выражать свои чувства, желания.
В 2-2,5 года малыш начинает разговаривать «сам с собой».
В 3-4 года ребенок интересуется буквами, например, играет магнитным алфавитом.
В 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать.
- От 1,5 до 2,5 – период восприятия мелких предметов
Занятия с мелкими предметами необходимы для созревания участков коры головного мозга, отвечающих за моторное и речевое развитие. Пинцетный захват помогает готовить пальцы к письму и рисованию.
- От 1 года до 4 лет – период развития мелкой и крупной моторики
От года до трех-четырех лет ребенок активно осваивает движения и действия. Полезно играть с ребенком в жестовые и пальчиковые игры.
- От 2 до 3 лет – период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми
Для ребенка важно, чтобы не нарушалась привычная последовательность событий. Важно, чтобы вещи лежали на своих местах, каждый день проходил по определенному распорядку – это означает, что мир стабилен. Хотите, чтобы малыш рос опрятным, всегда убирал разбросанные игрушки и чтобы эти полезные привычки он с годами не забыл? Тогда приучайте его к порядку именно сейчас.
- От 2,5 до 6 лет – период закрепления социальных навыков
В этот период у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые впоследствии становятся нормами их жизни. Для ребенка пока существует единственный критерий нормы – ваш пример. И ссылаясь на него, он будет моделировать свое поведение не только дома.
Учитывая сенситивные периоды в научении детей, мы способствуем их успешному развитию.