Елена Рычкова — воспитатель,
Анна Бакушина — воспитатель
Школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
города Москвы
Что приходит на ум, когда мы вспоминаем о детстве? Деревянные кубики, книжки-раскраски, плюшевые игрушки, куклы и машинки… Однако сейчас все чаще такие проверенные временем детские развлечения уступают место гаджетам. В наше время сложно представить мир без них: планшеты, мобильные телефоны, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Дети с ранних лет осваивают современную технику. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют с помощью планшетов, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете. С одной стороны, девайсы имеют важное преимущество: быстро и прочно завладевают вниманием малышей. Но оставаясь один на один с техникой, ребенок меньше общается с мамой и папой, со сверстниками, что, несомненно, затрудняет его развитие. В связи с этим хочется поговорить о старой доброй игрушке – кукле.
Являясь одной из самых древних игрушек, кукла в жизни ребёнка выполняет совершенно уникальную роль: это лучший друг, верная подруга, подушка для слёз, а главное – это игрушка, которая никогда не обидит и всегда выслушает тебя, которая всё понимает и не помнит зла. Кукла может «вести себя» дружелюбно или вредничать, радоваться и огорчаться, быть сообразительной и бестолковой.
Именно эти качества любимой детской игрушки взяли на вооружение учителя. В наше время игровые методы все более активно внедряются в педагогику, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику, через игру ребёнок познаёт себя и окружающее пространство. Через игру мы видим ребёнка и его внутренний мир. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности. Особенно это актуально в процессе адаптации детей к детскому саду, так как в этот период жизни игра помогает преодолеть ребёнку все возникшие перед ним трудности.
С раннего детства мы знаем, что у каждого малыша есть любимая игрушка, с которой ребёнок не расстаётся ни на минуту. Поэтому свою работу строим на основе распространенного игрового метода – куклотерапии. Куклотерапия, в свою очередь, строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную, эмоциональную и речевую активность ребенка. Игрушка помогает малышу радостнее и ярче открыть себя и свой внутренний мир.
В работе с детьми стараемся использовать разные виды кукол: куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия); пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей); перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, похихикивать и смотреть «букой»), веревочные (они эффективны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности), ростовые куклы.
Таким образом, использование кукол на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми помогает адаптировать детей к детскому саду, наладить контакт с ребенком, скорректировать эмоциональную сферу, развивает речь, укрепляет связь «ребёнок – педагог – родитель». А регулярность использования кукол способствует закреплению положительного эффекта.
Можно выделить несколько основных функций куклотерапии. Первая и, пожалуй, самая важная — воспитательная. От нее зависит психокоррекция различных проявлений личности в импровизированных моделях сложных жизненных ситуаций. Далее идет обучающая функция, иными словами — обогащение ребенка знаниями об окружающем мире через игру. От обучающей функции плавно переходим к развивающей — она отвечает за развитие разнообразных физических процессов, таких как моторика пальцев, долгосрочность памяти, концентрация внимания. Не стоит забывать и про значимую коммуникативную функцию — ведь куклотерапия помогает детям легче устанавливать контакт со сверстниками и комфортнее чувствовать себя даже в незнакомом коллективе. И, конечно, не стоит забывать о релаксационной функции, отвечающей за расслабление ребенка, снятие его эмоционального напряжения.
Что же это за терапия такая с помощью кукол? Выглядит это так: педагог, держа в руках куклу, разговаривает от её имени с ребёнком – знакомится с ним, вовлекает в беседу, невзначай расспрашивает о проблемах. Немного похоже на кукольный театр, только без ширмы, да и общение в этом случае двустороннее.
Ребёнок очень быстро абстрагируется от присутствия взрослого и начинает вести диалог исключительно с куклой. Симпатичной игрушке он охотнее, чем взрослому, отвечает на вопросы, делится с нею своими переживаниями, с готовностью включается в эту игру. Кукла становится посредником между взрослым и его маленьким подопечным, позволяет ребёнку вести беседу без оглядки на авторитеты.
Куклотерапия может помочь детишкам с разными трудностями в поведении – и робким, и агрессивным, и неуравновешенным, и тем, кто любой ценой стремится быть в центре внимания. Этот метод позволяет детям решить проблемы в общении, развивает внимание и интеллект, устраняет последствия психологических травм, а также помогает ребёнку найти внутренние резервы в борьбе с физическими заболеваниями. Это особенно актуально при работе с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Ещё одно направление куклотерапии – это самостоятельное изготовление ребёнком куклы. О том, что процесс творчества благотворно влияет на детей, замечено давно. Этот принцип лежит в основе такого популярного метода, как арт-терапия. А одна из разновидностей целебного творчества – возможность почувствовать себя кукольных дел мастером. Создание куклы – это кропотливый процесс, развивающий у малыша мелкую моторику, внимание и воображение. Дальнейшая работа с такой игрушкой более эффективна, чем с готовой куклой. Такая кукла наделяется теми же чувствами, которые присущи ребёнку, она становится для него «родной».
Метод куклотерапии можно использовать и дома. Помогаем в этом родителям. Объясняем, что обычная игра в куклы и в плюшевых зверей с собственными детьми поможет им узнать о ребенке больше, чем разговор с глазу на глаз. Просим понаблюдать, какие роли чаще берут на себя дети, и какие сюжеты они предпочитают разыгрывать. На консультациях с родителями обсуждаем и анализируем предпочтения детей.
Куклотерапию активно используем в своей работе на занятиях, в развлечениях и формах досуга. Куклы могут показывать, рассказывать, хвалить, спрашивать, помогают играть в разные дидактические игры. Куклы не только привлекают внимание детей, воспитывают культуру поведения, активность, но и помогают в закреплении изученного материала. Разыгрываются небольшие сценки между ребёнком и куклой. Кукла – Ветерок помогает нам проводить с детьми дыхательную гимнастику. Кукла – Королева-Кисточка с нами рисует. Буратино с нами всегда на математике. Есть куклы, которые с нами играют, читают и обсуждают прочитанное и т.д. Всегда стараемся сделать куклу настоящей. Для этого разговариваем с детьми от имени куклы, радуемся или плачем «кукольным» голосом, просим детей о помощи. Каждый раз знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и интересным.
Куклы в руке взрослого или ребёнка концентрируют внимание детей, помогают свободно вступать в разговор, побуждают к активным речевым действиям. На занятиях стараемся использовать интересный материал, придумывать новые истории, сказки вместе с детьми. Ведь интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт возможность испытывать удовлетворение от занятий.
Мы хотим и прилагаем все усилия к тому, чтобы в работе с детьми всегда присутствовало творческое начало, выдумка, постоянное желание что-то изменить, добавить, т.е. стараемся идти вперёд, искать новые подходы и методы к решению различных педагогических проблем и задач. И кукла в этом деле — большой помощник педагога.