Гиво Джульетта Михайловна,
учитель начальных классов школы № 1324
В статье рассматриваются такие понятия, как «чтение», «навык чтения», «креолизованный текст». Определены трудности, которые могут возникнуть при обучении чтению младших школьников, причины их возникновения, способы их решения. Авторы описывают работу над формированием первоначального навыка чтения у ребенка. Дается обоснование эффективности использования на уроках в начальной школе креолизованных текстов.
Психологическое и физическое развитие ребенка, становление его как личности, обогащение новыми знаниями и непрерывное саморазвитие происходит в начальной школе, в процессе систематического обучения. Содержание начального образования включает в себя освоение интеллектуальной и учебной деятельности, в том числе чтения, письма, счета, знакомства с окружающим миром, развитие коммуникативных и общих учебных умений, навыков взаимодействия в коллективе. В решении данных задач особую роль играет обучение навыку чтения как основному средству взаимодействия с печатными источниками, что в дальнейшем станет одной из главнейших форм учебной деятельности.
Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие умения, такие как: понимание речи, передача своих и чужих мыслей, умение делать выводы. Без такой важнейшей информационной технологии как чтение невозможно успешно жить и работать в современном быстро меняющемся мире.
По степени влияния различных видов речевой деятельности друг на друга возможно установление следующей зависимости. Чтение тесным образом связано со слушанием, оказывает влияние на него. Кроме того, чтение влияет на говорение. Наличие связи «чтение – письмо» является менее прочным, протекание осуществляется через речевую деятельность говорения.
Чтение как вид речевой деятельности обладает определённой структурой, предметным содержанием, речевыми механизмами. Основной источник чтения – наличие коммуникативно-познавательной потребности (мотивационное звено). У детей проявляется в желании научиться чтению, узнать что-то новое из книг, получить удовольствие от книг.
В соответствии с графической и звуковой сторон чтения возможно выделение следующих видов: чтение вслух и чтение про себя. На исполнительном уровне чтение вслух внешне ярко выражается в артикуляционных движениях читающих, последующем акустическом эффекте, на реализующем уровне чтения про себя или молча, внешне не выражается. Начальный этап обучения характеризуется преобладанием чтения вслух.
Основой правильного понимания читаемого текста является техническая сторона процесса чтения. Более значима смысловая сторона, но она существенно зависит от ряда показателей, характеризующих техническую сторону речи; в число данных показателей включаются: скорость, способ, правильность чтения.
Более подробно остановимся на анализе движения глаз при чтении. Данное движение не отличается плавностью и однообразием. Движение глаз в процессе осуществляется скачкообразно, при этом характерна высокая скорость передвижения, исключающая возможность чтения в данный момент. Осуществление собственно процесса чтения происходит при остановке глаз. Таким образом, при изменении условий чтения происходит резкое изменение времени фиксации глаз, в то время как передвижение практически не изменяется.
Голос детей при физическом слухе в пределах нормы либо тихий, либо очень громкий. Дети имеют некоторые трудности в изменении голоса по высоте, силе, тембру, речь отличается монотонностью, угасанием, плохой разборчивостью, невыразительностью. Выдох ослаблен. Трудности у учащихся также возникают при выполнении заданий на воспроизведение «знаковых» интонаций (интонация «радости», «грусти», «удивления»), они делают попытки использования жестов, языка телодвижения, не могут воспроизвести логическое ударение, интонировать мелодию (на материале воспроизведения гласных звуков) в вариантах: снизу вверх и сверху вниз; при этом дети стараются оказать себе помощь подниманием плеч и рук. Наблюдается ослабленный выход. Обычно у детей с дизартрией чтение крайне затруднено из-за малоподвижности артикуляционного аппарата, наличия трудностей в переключении звуков. Большей частью оно является не окрашенным интонационно, послоговым. Зачастую понимание читаемого текста недостаточно.
В начальной школе выделяют основные причины медленного чтения у младших школьников: неправильное обучение, когда семья учит ребёнка побуквенному, а не слоговому чтению; плохое развитие артикуляционного аппарата; регрессии (возврат к уже прочитанному слову) – результат неправильного начального обучения или торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное.
Формирование первоначального навыка чтения обусловлено воздействием речевых упражнений и текстовых записей на участки головного мозга и центральную нервную систему, выработкой устойчивых реакций подсознания на определённые сочетания знаков и звуков. На первом месте по нагрузке – зрительный анализатор, помимо которого необходимо освоить большой объем зрительных ориентиров. Поскольку на зрение накладывается большая нагрузка, для её снижения и облегчения процесса формирования навыка чтения значительную роль могут сыграть креолизованные тексты.
Стоит отметить, что в современной системе образования произошло резкое увеличение использования различных форм подачи информации. Прежде всего, возникло увеличение степени визуализации и рост числа креолизованных текстов.
Обучающиеся современных образовательных учреждений чаще сталкиваются с графической информацией (телефоны, планшеты, компьютеры, телевидение), текстовая информация отходит на второй план. Для многих школьников графическая информация выглядит более понятной и знакомой по сравнению с текстовой.
Многие учителя и методисты при разработке учебных пособий и уроков особый упор делают на ИКТ-технологии (презентации, видео уроки). Поэтому применяя все больше графической информации, мы начинаем минимизировать текстовую составляющую урока. Зачастую первоклассники, придя в школу, уже отлично знакомы с правилами использования различной техники. В основном они сталкиваются именно с креолизованными текстами. При проведении различных видов упражнений с графической информацией можно отметить большую заинтересованность учащихся и ускоренный темп работы.
Современные первоклассники еще в дошкольном возрасте окружены знаково-символическими средствами: дорожными знаками, афишами, рекламой и пр. Креолизованные тексты – часть современного образовательного пространства. Учащиеся-первоклассники приучаются пользоваться ими в разных жизненных ситуациях, в том числе и с познавательной целью.
Использовать креолизованные тексты можно в различных заданиях, не только в комиксах. Например: распознавание текста по группе картинок; составление креолизованного текста из специальных фишек; раскрашивание сюжетной картинки; прослушивание аудиотекста и составление по нему рисунков. Системность формирования механизма чтения позволяет говорить о знаковом характере процесса обучения младших школьников. Его использование позволяет ускорить процесс обучения чтению без потери содержательной части образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. — № 63-2. – С. 199-202.
- Юнусова Э.А. Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. — № 4 (29). – С. 254-257.