Пенкина В.В.,
директор Школы-интерната №73
Один из важнейших вопросов, который стоит перед школой, – возрождение духовных традиций России с очень чёткой фиксацией в сознании ребёнка таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда.
Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы ребёнок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которого абсолютно не волнует судьба своей Родины. Именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться своей Родиной, а значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить.
В нашу коррекционную школу-интернат приходят разные дети: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания, передать наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры. Это совсем не просто, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем: недостаточный уровень культурологических знаний и познавательной активности, заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе. А ведь именно внеурочная деятельность имеет ярко выраженные воспитательные функции, общественно полезную направленность, обладает возможностью гражданско-патриотического воспитания.
Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Среда, в которой воспитывается и развивается школьник, оказывает огромное влияние на его внутренний мир, на формирование преданности и любви к своему окружению, к школе, к отечеству. Среди наших ребят многие воспитываются в опекунских семьях, у многих нет семьи. Зачастую для многих ребят сотрудники школы-интерната и одноклассники – это и есть семья.
Школьные традиции – тематические уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии и походы, вахты памяти, спортивные соревнования, митинги – знакомят учеников с важнейшими жизненными ценностями, призывают быть активным гражданином своей страны, способным противостоять негативным воздействиям агрессивной внешней среды, убеждают в необходимости здорового образа жизни, формируют волевые качества личности и потребность в занятиях физкультурой и спортом.
Летом 2018 года старшеклассники отправятся в Карелию в лагерь «Большое Приключение». Это потрясающая возможность для ребят с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья получить социально-бытовую адаптацию и научиться основам туристической науки: ориентироваться на местности, ставить палатки, готовить еду на костре, вязать узлы, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться компасом и т.д. А самое главное, получить массу ярких впечатлений, насладиться красотой природы, проверить себя и свои возможности! Уже сейчас под руководством специалистов ГБУ «Лаборатория Путешествий» проходят подготовительные сборы, на которых ребята учатся работать в команде, изучают снаряжение, необходимое для сплава, знакомятся с картой туристического маршрута, тренируются правильно укладывать рюкзак.
Наша школа уже не первый год сотрудничает с ГБУ «Лаборатория Путешествий», которое реализует летние, весенние и осенние социально значимые проекты и физкультурно-оздоровительные мероприятия на территории Краснодарского края и Карелии. Учащиеся старшей школы уже побывали в ноябре 2016 года Крыму, летом 2017 года в Краснодарском крае, каждый раз возвращаясь с восторгом и желанием вернуться. И именно такое положительное отношение к «малой родине» важно для формирования патриотических чувств. В дальнейшей жизни эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению.
Современный мир и общество требуют новых воспитательных подходов, новых педагогических технологий, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважения к историческому прошлому, героические страницы которого обладают солидным воспитательным потенциалом.
Наша школа находится на Нахимовском проспекте, и мы трепетно храним память о замечательном русском соотечественнике, великом адмирале Нахимове П.С. Уже не первый год учащиеся школы-интерната работают над патриотическим проектом «Мы внуки Нахимова». В рамках проекта проходят уроки мужества, морские бои, экскурсии в музеи истории военно-морского флота и т.п. Ребята знакомятся с информацией о наградах легендарного адмирала, смотрят фильмы о Нахимове П.С. и нахимовцах, учат стихи и песни о море и моряках. В ходе поисковой проектной деятельности ребята познакомились с ветеранами Черноморского флота, с Нахимовым Александром Павловичем, который трепетно хранит историю флотской династии рода Нахимовых. Размышления и дискуссии о легендарных победах П.С. Нахимова, о его безграничной любви к морю и к простым морякам с участием закаленных морской службой ветеранов становятся надёжной точкой отсчёта в познании смысла жизни для многих ребят. А слова П.С. Нахимова «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь, и мундир, который носишь» стали девизом всей нашей школьной жизни.
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Пятый год коллектив нашей школы работает над социально-патриотическим проектом «Мы помним! Мы гордимся!». Это уроки мужества, тематические выставки, встречи с ветеранами, патриотические акции, флешмобы, концерты. Это всероссийский конкурс плакатов «Родная Армия». Это всероссийская викторина по истории Великой Отечественной войны «Я помню! Я горжусь!». Это школьная Книга Памяти.
Воспитанники и сотрудники школы-интерната № 73 традиционно принимают участие во Всенародном марше «Бессмертный полк». Четвёртый год вместе со всем миром и всей страной прошли они по Красной площади с портретами своих родных.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественно войны, их трудовых и боевых подвигах) мы прививаем детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», подводим учеников к пониманию, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы. Памятник подольским курсантам стал для наших учащихся местом особо значимым. Здесь проходят встречи с ветеранами возложение цветов, минуты молчания в память о погибших защитниках Москвы. Ветераны давно уже стали желанными гостями в нашей школе. Ребята ждут этих встреч, готовят подарки и поздравления.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания патриотических чувств. И здесь ориентиром в нашей работе являются мероприятия, рекомендованные Департаментом образования города Москвы. Только за прошедший учебный год в рамках городского Фестиваля «Духовные скрепы Отечества» в школе была организована масштабная работа: памятные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, музейные уроки, тематические выставки, патриотические акции «Памяти героев будем достойны», «Москва поёт песни Победы – 2018», Уроки Мужества, кинолекторий, интернет-киновикторины. По итогам конкурсных мероприятий наша школа была удостоена звания Лауреата.
Выпускники школы тоже не забывают свой второй дом. Продолжая обучение в колледжах Москвы, они несут по жизни заряд любознательности и активности, полученный в стенах школы-интерната, участвуя и побеждая в спортивных и профессиональных конкурсах. Встречи и беседы с выпускниками очень важны для учащихся школы. Они помогают увидеть перспективы будущего и несут в себе позитивный настрой на учёбу.
Обычно патриотизм ассоциируется с эмоциональным чувством любви, преданности и уважения к своей стране. Гораздо меньше учащихся воспринимает патриотизм как деятельность, направленную во благо своей Родины, во имя её процветания. И здесь на помощь приходит обычный труд. Каждый год вместе с учениками учителя, воспитатели, специалисты, администрация берут кисти, грабли, мусорные мешки и принимают активное участие в общегородских субботниках.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе школы-интерната. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв