Евдокимова Елена Николаевна,
учитель-дефектолог
Школы № 1359 города Москвы
Проблема мотивации является одной из основных в педагогической работе с детьми. Учителя-дефектологи и учителя-логопеды часто задаются вопросом, как можно заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с желанием и удовольствием приходил на занятия? Особенно важно найти правильный подход, если речь идет о детях с задержкой психического развития или расстройством аутистического спектра, у которых, как правило, снижена мотивация к обучению и состояние здоровья предполагает создание специальных условий обучения для успешного освоения образовательных программ.
Решить эту проблему нам помогает использование интерактивного стола.
Занятия с применением интерактивных заданий являются более интересными и привлекательными, позволяющими усилить мотивацию детей, а также активизировать их познавательную деятельность, значительно расширить возможности предъявления учебной информации. Образный тип восприятия информации является наиболее понятным и близким для дошкольников. Звуковое сопровождение, движение и мультипликация на экране привлекают внимание. Получив эмоциональный и познавательный заряд, ребёнок старается внимательно вслушаться и рассмотреть, действовать и играть, а также у него возникает устойчивое желание вернуться к этому занятию вновь.
Главное преимущество интерактивного оборудования в том, что ребёнок, управляя сенсорными кнопками, выполняет посильные задания по формированию элементарных математических представлений (геометрические формы, количество и счёт, знание цифр, примеры и задачи), конструированию (создание целого из частей), развитию речи, ознакомлению с окружающим миром в игровой форме.
С помощью интерактивного стола можно использовать уже готовые игровые задания и упражнения различной степени сложности, а также самостоятельно подбирать и создавать материалы, например, в виде презентаций на определенные лексические темы. Презентации по лексическим темам включают как яркий, интересный и запоминающийся демонстрационный материал, так и карточки с различными интересными заданиями. Это позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет быстрее запомнить и усвоить изучаемый материал, а также значительно повысить мотивационную активность.
Интерактивный стол мы активно используем на всех этапах обучения: при предъявлении и объяснении нового материала, при его закреплении, при систематизации и обобщении материала, а также при контроле знаний.
Выполнение заданий предполагает дополнительную помощь педагога, не все дети воспринимают инструкцию на слух, не обращают внимание на подсказки. Как показала практика, целенаправленное использование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами в коррекционно-развивающей работе значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует продвижению ребенка в общем развитии, усиливает мотивацию ребенка, активизирует познавательную деятельность, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, повышает эффективность обучения и дает возможность формировать коммуникативные и информационные компетенции у обучающихся.