Наталья Тращенко,
учитель начальных классов школы №1324,
Москва
Авторы рассматривают понятие преемственность ДОО и НОО; определяют ряд компонентов данного процесса. В статье выделены психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста, а также младшего школьного возраста. Озвучены сложности перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы.
Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальная школа.
Изменения, происходящие в системе образования Российской Федерации, включение дошкольной ступени в систему общего образования, объединение дошкольных образовательных организаций и школ в единые образовательные комплексы, обусловили актуализацию проблемы взаимодействия и преемственности всех ступеней системы образования, поиска ресурсов для оптимизации их деятельности.
Преемственность в содержании обучения заключается в помощи обучающимся, в установлении предметных взаимосвязей, межпредметных связей, формировании целостной картины мира. Преемственность уровней общего образования должна быть отражена в содержании материала, используемого в детском саду и начальных классах для достижения образовательных результатов. Этот содержательный материал должен способствовать формированию картины мира ребенка, отвечающей требованиям научного мировоззрения [1].
Так, процесс духовно-нравственного развития личности начинается в возрасте 2-3 лет. Однако, наиболее благоприятный период для духовно-нравственного воспитания является возраст 5-7 лет. В этом возрасте у ребенка формируются социальные представления о моральных ценностях, происходит формирование представлений о хороших и плохих поступках, о добре и зле [1].
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный возраст для духовно-нравственного воспитания. В свою очередь, в начальной школе продолжается активная социализация личности, формируются базовые ценности ребенка. Современные образовательные организации играют здесь особую роль, так как являются одним из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ребенка.
Организация деятельности образовательной организации включает в себя: создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, расширение кругозора, создание условий для получения новых впечатлений и переживаний, развитие чувства эмпатии, организация внеучебной деятельности, такой как экскурсии и прогулки на свежем воздухе, создание условий для индивидуального развития и самостоятельности у ребенка [2].
Стоит учесть, что в процессе игры и обучения наблюдается переход от непроизвольного запоминания к произвольному. Приемом запоминания в старшем дошкольном возрасте служит повторение. Наполненные эмоциями события продолжают оставаться в памяти на многие годы. Зрительная и механическая виды памяти превалируют в этом возрасте, смысловая память образовывается поэтапно. Процессы мышления и говорения начинают взаимодействовать с памятью и обретают интеллектуальный уровень.
Возрастает зрительная острота, правильность понимания различения цвета, размера и веса, повышается восприятие звуков, имеется в виду наглядные представления, разнообразные виды восприятий и ощущений. Наряду с этими этапами продолжается увеличение словарного запаса, а также идет продолжение развития речевого процесса. Происходит переход от одного вида речи к другой: от без оценочного описания события к указанию в ситуации отношений и связей, что приводит к продолжению умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Эволюционируют виды речи (монолог и диалог): совершенствуется самостоятельный пересказ несложных художественных произведений, возрастает вероятность успешного сочинения небольших по формату рассказов по картинкам или о каких-либо событиях. Наряду с монологом и диалогом развивается умение пользоваться косвенной и прямой речью, правильное использование частей речи и их согласование по форме друг с другом.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка развивается способность рассуждать, мыслительный процесс соединяется с речью и памятью, ребенок может разложить предмет на форму и цвет, таким образом, совершенствуется процесс моделирования. Происходит поэтапный процесс перехода от одного типа детского мышления к другому (от «Я — в центре» к принятию и пониманию действий другого). Модель наглядно-образного мышления – ведущая в этом возрасте, но наряду с этим происходит закладка фундамента словесно-логического мышления [2].
К шестилетнему возрасту воображение в жизни ребенка начинает играть большую и важную роль, влияет на многие виды деятельности. Некоторые дети способны жить в воображаемом, придуманном мире. Образовываются процессы психологической защиты, например, ребенок может наделить своими отрицательными качествами другого человека. Сфера эмоций обретает достаточно крепкий фундамент, дошкольник поэтапно внедряет нормы в свое поведение; внимание также совершенствуется, повышается объем и концентрация сосредоточенного внимания [2].
Таким образом, можно сказать, что под понятием преемственность дошкольного и начального образования понималась взаимосвязь образовательного процесса.
В этом контексте выделяют следующие компоненты преемственности: целевой, предполагающий единый вектор развития на дошкольном и начальном уровнях обучения, в соответствии с федеральными государственными стандартами, с учетом способностей и возможностей конкретных детей, особенностями психического развития; содержательный; технологический; психологический.
ФГОС начального общего образования является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при подготовке которого выполняется правило преемственности. В то же время он учитывает основательные перемены в организации просветительского процесса в сравнении со ступенью дошкольного образования, так как подразумевает наибольший учет отличительных черт данной возрастной категории, уклон на благополучие и своевременность новообразований познавательной области, свойств личности, за счет соответственного построения образовательного процесса, подбора условий и методов преподавания [1].
Специфику постановки образовательных вопросов в начальной школе как раз и определяют возрастные отличительные черты обучающихся (младшие школьники 7–11 лет). Данный период – это время, когда осуществляется не только физическое формирование человека, но и активное развитие личности, увеличение умственных и, в то же время, нравственных сил и способностей, становление характера.
Этому периоду свойственны новые взаимоотношения со взрослыми, а также ровесниками, вхождение в коллектив, в новый тип работы – учение, у которого есть важные условия для ученика. С приходом ребёнка в школу начинается новая социальная обстановка формирования, в которой ведущим развития является учитель. В младшем школьном возрасте познавательная деятельность делается основной. Проявление вопросов преемственности, которые обретают отображение в сложностях перехода обучающихся на новую стадию образовательной системы, обуславливается соответствующими факторами:
- скачкообразные перемены способов и содержания преподавания, что при переходе на ступень начального общего образования, а затем основного и среднего (полного) образования создает ухудшение успеваемости и рост эмоциональных и психологических проблем обучающихся;
- обучение на предыдущих этапах зачастую никак не гарантирует необходимой подготовки обучающихся к результативному введению в учебную деятельность более трудного уровня [2].
Таким образом, можно заключить, что переход на каждую новую ступень обучения связан с необходимостью адаптации детей к изменившимся условиям образования и жизни. Какие-либо переходные периоды в жизни ребенка всегда выдвигают специфические проблемы, требующие своих способов решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гуцу Е.Г. и др. Подготовка учителей начальных классов к осуществлению преемственности дошкольного и начального образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. — № 1 (51). – С. 249-254.
- Мохова В.О. К вопросу преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС // Глобус: психология и педагогика. – 2019. — № 6 (34). – С. 13-14.