Суворов П.А.,
директор Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2

Размышляя над вопросом образования детей с ОВЗ, как-то невольно приходишь к выводу, что эта тема крайне деликатна. Причём, как бы это не было странно, деликатна она как для детей с ОВЗ, так и для условно здоровых детей…

Конечно, за последние 20 лет (а поверьте, я знаю, о чём говорю) изменения налицо: настаивал и настаиваю, что в целом инфраструктура в общем-то готова. Школы как организации при соответствующем желании, в основном, всё-таки готовы к принятию ребятишек с ОВЗ. Пусть не всех категорий, но большей части уж точно. Кстати это не значит, что коррекционные школы не нужны. Очень даже нужны, поскольку: во-первых, коррекционные школы сами могут стать частью инклюзивного процесса (как бы наоборот, когда здоровые дети приходят в классы для детей с ОВЗ), во-вторых, всегда будут особые случаи, где нужны будут очень жёсткие специальные условия высших стандартов, которые, конечно, легче реализовать в специальных школах. Хотя не могу не согласиться, что, если подготовленные здания есть, то педагогический ум (я бы сказал, обывательский), пока ещё готов не всегда к работе с разными детьми.
А готовы ли дети с ОВЗ?! Готовы ли здоровые дети?! Парадоксально, психологическая готовность принятия друг друга — самая важная проблема общества, причём это — «улица с двухсторонним движением». Нужно понимать, что принцип гуманизма заключается в принятии каждого члена общества каждым членом общества (простите за тавтологию). Без ущемления одними других. С большим оптимизмом отмечаю, что уходят на задний план крайне странные противопоставления коррекционных и массовых школ, здоровых и не здоровых детей и т.п. Важно, что мы сосредоточились на возможности выбора того или иного пути. Да, многие из нас мечтают о том времени, когда пресловутый «социальный вывих», описанный Великим Выготским, канет в небытие. Только борьба с этим вывихом может быть разной. Кажется, что, давая орудие выбора, мы не просто развиваем ребёнка, но создаём ему саму возможность разных путей развития. А для развития личности нет ничего более важного, чем выбор альтернатив. В каком-то смысле это и есть свобода. Для каждого хорош тот путь, который наиболее ему подходит. Безусловно, должна развиваться культура общения с детьми с ОВЗ, и это задача дошкольного образования. На школьной ступени можно создать адекватные условия, которые были бы по силам ребёнку. Причём это касается не только детей с ОВЗ, но здоровых детей и мира взрослых во всём его многообразии. Развитие общества, его будущее всё-таки должно лежать в плоскости взаимопонимания, взаимосозерцания, взаимопринятия. И как следствие, принятия себя. Бестолку говорить, что тот или иной подход правильный, та или иная школа лучше, противопоставлять массовую и коррекционную школу. Всё это только восприятие нас, взрослых. Тех, кто имеет жизненный опыт и, как следствие, находится в тисках этого опыта. Важнее давать ребёнку выбор и находить ту индивидуальную дорогу, которая подходит конкретно для этого ребёнка, родителя, группы детей, класса, школы, города, страны. Мир многополярен, личность многогранна и пусть будут массовые, коррекционные школы, ресурсные классы, инклюзивные молекулы — пусть взращивается культура общения, без ущемления одних и других. Пусть будет выбор! Важно, чтобы дети с ОВЗ и здоровые дети, а также массовые и коррекционные школы находили пути к взаимопониманию! 
Продвинуть практику специальных (коррекционных) школ вперед, сделать образование еще доступнее для любой категории детей — вот наши задачи. В июне 2018 года ДОгМ образовал из казённых образовательных организаций, реализующих АООП, Координационный совет ГКОУ специальных (коррекционных) школ ДОгМ. В него вошли 12 школ, имеющих глубокие традиции обучения детей с ОВЗ. Цель Совета — обобщение опыта, методик и приёмов работы с разными категориями детей.
Наш Совет — это попытка разрушения «стен», ещё одна возможность обобщения и трансляции реальной практики, попытка взгляда на проблему с иной стороны. Это назревшая необходимость консолидации усилий в обучении очень разных ребятишек, в разных школах. В каком-то смысле это и есть определение места коррекционных школ в общей системе образования, которая не может признавать и не признает закрытых учреждений и «стен» между ними.