Подвальная Е.В., директор СКОШИ №52, к.п.н.
Данилова А.М., доцент МПГУ, к.п.н.
Афанасьев А.А., учитель-дефектолог ЦПМПК города Москвы

Инклюзивное образование можно назвать одним из приоритетных направлений образовательной политики.
В образовательных организациях создаются необходимые условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня получение профессионального образования лицами с ОВЗ осуществляется преимущественно инклюзивно. В связи с этим перед специальными (коррекционными) школами при проведении профориентационной работы ставятся задачи не только помочь учащимся в выборе будущей профессии, но и подготовить их к обучению в колледже или университете в условиях инклюзии.

Специальная (коррекционная) школа должна стать открытой образовательной системой, которая кроме своих внутренних ресурсов привлекает и внешние ресурсы для решения актуальных задач профориентационной работы. Межведомственное взаимодействие с организациями дополнительного и профессионального образования, использование специальных профориентационных площадок, предоставляемых городом, позволяют вывести профориентационную работу за пределы школы, помочь учащимся с ОВЗ сориентироваться в пространстве своего города.
Государственное казенное образовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52» (ГКОУ СКОШИ №52), где обучаются школьники с нарушениями слуха, успешно справляется с решением данных задач.
В школе реализуются основные направления профориентационной работы: профессиональное информирование и профессиональное консультирование. В процессе профессионального информирования обучающиеся с нарушениями слуха и их родители знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда в городе Москве и доступными для лиц с данной формой сенсорной депривации*, получают информацию об учебных заведениях, в которых можно получить профессиональное образование, об условиях поступления и обучения в них. Профессиональное консультирование оказывает помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. Социальный педагог, педагог-психолог, учителя-дефектологи школы разрабатывают конкретные рекомендации, помогающие каждому школьнику выстраивать свои профессиональные планы, с одной стороны, с учётом имеющихся у него нарушений, с другой – с учётом возможностей и личных предпочтений.
ГКОУ СКОШИ №52 постоянно работает над совершенствованием программы профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха. Сотрудники школы ищут наиболее эффективные способы помощи в определении будущего профессионального пути, в осознанном выборе учреждений профессионального образования, куда поступают выпускники.
Социальный педагог школы постоянно анализирует рынок труда, меняющийся и трансформирующийся каждый год. Идут поиски новых, доступных для обучающихся с сенсорной депривацией видов профессий. Проводится обязательная просветительская работа с семьями учащихся, ведь родители школьников играют большую роль при решении вопроса о занятости детей по окончании школы и от того, насколько взрослые члены семьи компетентны в вопросах профориентации, во многом зависит будущее их детей.
Помимо вышеперечисленных традиционных направлений профориентации, ГКОУ СКОШИ № 52 осуществляет различные виды профориентационной работы, используя разнообразные ресурсы партнёров, отбирая те из них, которые будут доступны и полезны обучающимся с нарушениями слуха.
Хорошо зарекомендовали себя экскурсии школьников в колледжи и на производственные предприятия города Москвы. Чрезвычайно интересен опыт посещения детьми технопарков, благодаря которым в доступной игровой форме осуществляется профессиональное самоопределение школьников. Ученики школы посещают образовательные выставки, участвуют в замечательном проекте столицы – «Суббота московского школьника».
Уже не первый год ГКОУ СКОШИ № 52 принимает участие в Московском детском чемпионате «KidSkills». Ученики начальных классов вместе с педагогами школы в рамках чемпионата занимаются кулинарным делом, знакомятся с аэрокосмической инженерией, открывают для себя фермерство в условиях города (сити-фермерство). Данное мероприятие показало свою эффективность при знакомстве младших школьников с нарушениями слуха с новыми современными профессиями, при развитии у детей навыков командной работы, коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Очень важным для успешной профессиональной ориентации обучающихся школа считает городской проект «Профессиональное обучение без границ». В рамках этого проекта старшеклассники с нарушениями слуха успешно осваивают программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Благодаря правильно организованной профориентационной работе с привлечением как внутренних ресурсов школы, так и ресурсов, предоставляемых городом, обучающиеся с нарушениями слуха получают возможность осуществить осознанный выбор будущей профессии, решить, в каких учреждениях системы профессионального образования они хотят и могут её получить, где и в качестве кого в перспективе смогут трудоустроиться.

*Сенсорная депривация — это частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия.